Уровни общего недоразвития речи у детей ОНР 1, 2, 3, 4

Степени тяжести ОНР – уровни недоразвития

Общее недоразвитие речи – это комплексная проблема, которая состоит из следующих нарушений: небольшой лексический запас, речь развивается очень медленно, многочисленные грамматические ошибки, плохое произношение, низкий уровень владения фонемами.

Таким образом, общие нарушения речи повреждают целиком речевую систему интеллекта.

Уровни ОНР

У каждого ребенка, страдающего общими нарушениями речи, эта проблема может иметь разную степень тяжести. Речь может отсутствовать полностью в самом сложном случае.

И в самом простом случае речь может быть очень хорошо развита, но могут быть трудности с применением правил грамматического строя языка, с использованием лексики и фонетики.

Ученые выделяют четыре степени ОНР. Первые три степени подробно описывает автор Р.Е. Левина. Четвертую степень подробно описывает Т.Б. Филичева. Рассматривая каждую степень, нужно обратить внимание, что ей присущи два вида дефекта: первичный и вторичный, и каждый из них имеет свои особенности, которые являются причиной возникающих нарушений речи.

Первый уровень ОНР

Речь ребенка крайне бедна. Лексический запас слов представляет собой лишь сборник нескольких наиболее часто встречающихся в бытовой жизни понятий. Но даже эти слова ребенок не может правильно произнести.

Чаще всего вместо полноценного воспроизведения звукового состава слова ребенок способен произнести лишь устоявшийся в его речевой памяти комплекс звука, который лишь отдаленно чем-то напоминает исходное слово.

Так как запас слов ребенка очень ограничен, то он пытается для обозначения неизвестных ему понятий использовать жесты и мимику. Ситуация осложняется тем, что один и тот же звуковой комплекс или жест ребенок применяет к разным явлениям и предметам. С помощью лепетных слов ребенок пытается изъясняться в виде однословных предложений.

Естественно, что дети с первой степенью ОНР не могут даже частично соблюдать грамматический строй родного языка. Также они полностью игнорируют правила морфологии для образования слов. Даже сами слова они не в состоянии произнести целиком, а справляются лишь с тем, чтобы произнести корень слова, который всегда употребляется без флексий.

Если возникает потребность спродуцировать речевую фразу, то ребенок делает это следующим образом: он произносит усвоенный им звуковой комплекс, а для того чтобы слушающим было проще его понять, дополняет его жестами. Причем значение произнесенного слова нужно понимать, исходя из текущей ситуации. В ином контексте это же самое лепетное слово может иметь совершенно иное значение.

Дети с первой степенью ОНР не способны понимать, и уж тем более полноценно использовать грамматический строй родного языка. они не могут отличить существительное единственного числа от существительного множественного числа, не в состоянии понять, употребляется ли глагол в настоящем или прошедшем времени.

Также они не видят отличия слов, употребляемых в мужском или женском роде. Не понимают смысла предлогов. Эти дети абсолютно не воспринимают грамматическое значение услышанной речи и лишь стремятся сосредоточиться на ее лексическом значении.

Звуковая составляющая речи этих детей также имеет большие проблемы. С точки зрения фонетики эта речь абсолютно неопределенна. И речи быть не может о наличии хоть каких-нибудь устоявшихся фонетических привычек речевого оформления.

Если посчитать, сколько ребенок при произношении слова допускает ошибочных звуков и сравнить это количество с правильно произнесенными звуками, то первое число будет больше. Если дать ребенку задание вычленить каждый звук по отдельности из произнесенного им слова, то он также не сможет справиться с этой простой просьбой.

Еще один характерный признак первой степени ОНР в том, что ребенок не может выделить отдельные слоги в произносимых им словах.

Второй уровень ОНР

Дети, имеющие этот уровень развития речи, в своих речевых возможностях значительно превосходят детей из первого уровня. Однако лексический запас у них тоже очень скуден, слова употребляются с искажениями, но по своему значению имеют более устойчивый характер.

Дети уже способны обозначать не только сами предметы, но также имеют в своем запасе слова, обозначающие их признаки. Также есть понимание слов, обозначающих действие. Большим достижением является и то, что дети уверенно используют в своих речевых высказываниях местоимения, а иногда даже пытаются использовать союзы и предлоги. Если ребенок получил вопрос, ответ на который ему хорошо знаком, то он постарается внятно и полно на него ответить.

Итак, мы увидели, что вторая степень ОНР оказывает гораздо менее вредное воздействие на речевые возможности детей, нежели первая степень. Однако все же очевидно, что недоразвитие речи и у этих детей затрагивает всю речевую структуру.

Первое, что бросается в глаза, это использования слишком простых предложений, которые состоят из двух или не более трех слов. Лексический запас слов крайне скуден по сравнению со словарных запасом ровесников. И если сверстники уже легко называют все части тела, разных животных и знают наименования профессий, то этим детям эта область знаний до сих пор неведома.

На этом уровне речевого развитие свойственны затруднения в определении размера, цвета и формы предметов. Дошкольник пытается подобрать слово, но ему сложно найти точное обозначение свойства предмета, поэтому он вынужден использовать что-то близкое по значению.

Если говорить о грамматике, то в речи ребенка присутствует множество ошибок, причем они носят устоявшийся характер.

Однако стоит отметить, что в услышанной речи эти дети понимают некоторые словоизменительные формы, вычленяют отдельные морфологические элементы, что позволяет им лучше понимать окружающих людей.

И хотя им также сложно определять принадлежность к единственному или множественному числу, если в окончании слова стоит ударение, то у них это получается. Хоть и с большими трудностями, но все же эти дети определяют иногда род глаголов и их время.

С именами прилагательными дело обстоит сложнее: их число и род определить ребенок не способен.

Улучшено восприятие предлогов. Однако понять их функцию дети способны только, если речь касается знакомых ситуаций. Есть определенное понимание грамматических закономерностей, но применять их дети способны только к тем словам, которые усвоили в раннем детстве.

Фонетический аспект речи проблематичен – звуки часто искажаются, наблюдается частая подмена одних звуков другими.

Чувствуя, что кто-то контролирует его речь, ребенок большинство звуков произносит верно, однако в своей спонтанной речи, когда самоконтроль сведен к минимуму, количество ошибок в произношении резко возрастает.

Большинство детей этого уровня развития речи с трудом воспроизводят звукослоговую структуру слов.

Третий уровень ОНР

Этот уровень особенный тем, что речевые дефекты у ребенка присутствует, однако выявить их способен только специалист.

Этот уровень речевого развития характерен тем, что словарный запас приближен к нормальному. Эти дети выражают свои мысли грамотно. Их речь лексически и фонетически верна. Однако с точки зрения грамматической составляющей речи, некоторых правил фонетики и лексики есть незначительные затруднения.

В бытовой речи иногда встречаются ошибки в грамматическом оформлении речевых фраз, произношение может быть иногда неточным, а слова не правильно подобраны к контексту. Фонетическая составляющая по сравнению с предыдущем уровнем значительно лучше.

Речевые трудности в первую очередь возникают из за того, что ребенок не понимает значения отдельных слов. Есть проблемы со словоизменением и словообразованием. Эти проблемы проявляются не часто, однако очень заметно, что не понимание некоторых общеупотребительных слов мешает этим детям достаточно точно выражать мысли словами.

Поэтому детям приходится заменять нужные слова теми, что близки по значению. В результате, к примеру, шарик превращается в мячик, а продавец становится кондуктором.

Дети хорошо справляются с использованием предлогов. Особенно это касается тех предлогов, которые обозначают пространственное отношение между предметами. Но иногда они неправильно выбирают предлог, либо опускают его. Это свидетельствует о том, что ребенок не до конца понимает, как работать с предлогами и какое они имеют значение.

Причем дети стараются использовать пространственные предлоги. Иные же предлоги они внедряют в свою речь реже. И практически никогда не звучат в их речи предлоги, обозначающие обстоятельства и свойства предметов.

Эти дети совершают много попыток изменения слова, что приводит к разрушению синтаксической связи в предложениях. Особенно это касается окончаний для обозначения женского или мужского рода в именах существительных. Наблюдается склонность заменять окончание среднего на окончание женского рода в существительных.

Также есть склонность ошибаться при выборе окончаний с мягким согласным в словах женского рода. Еще одной проблемой является согласование с существительными прилагательных и глаголов.

Итак, если все это обобщить, то получаем следующую картину:

  • отсутствует в лексическом запасе некоторые общеупотребительные слова;
  • грамматические формы недостаточно сформированы. Наблюдаются проблемы со словоизменением;
  • предложения в речи ребенка чаще всего простые. Сложные предложения ему сформировать непросто, поэтому он старается этого избегать;
  • существуют проблемы в употреблении некоторых звуков, также заметна проблема с соблюдением структуры отдельных слов;
  • бытовая речь в целом понимается хорошо, но некоторые слова и выражения не воспринимаются в полной мере. Заметно, что дети стараются подменять слова и грамматические формы.
Читайте также:  Опоясывающий лишай (герпес)

ОНР у разных детей может быть вызвано разными причинами. Поэтому и проявляется оно также по разному.

Одной из частых причин являются дефекты в акустико-гностических процессах. Это означает, что если ребенок слышит человеческую речь, но в то же время на фоне имеются и другие звуки, то ему сложно вычленить и понять смысл сказанного.

Еще одной из частых причин является нарушение речедвигательной системы, которое может возникнуть в результате недоразвитости ЦНС или ее повреждении.

Другие дети страдают ОНР из за плохого развития артикуляционного аппарата.

Артикуляция же в свою очередь страдает из за дефектов речедвигательной системы.

Так как работа речедвигательного аппарата и слухового анализатора происходит рассогласованно, то ребенку сложно понимать звуковую структуру слова, это лишает его возможности пополнять лексический запас, сложно грамматически верно продуцировать речевые высказывания, что в последствии будет серьезной помехой для обучения чтению и письму.

В зависимости от того, насколько сильно нарушены процессы, которые отвечают за понимание чужой речи и продуцирование собственной, возникает та или иная степень ОНР.

Еще одной причиной ОНР могут быть проблемы со зрением.

Оптико-гностические дефекты начинают оказывать негативное влияние на речь еще в младенческий период. Ребенок накапливает небольшой комплекс ассоциаций о предметах.

Ведь для того, чтобы обозначить тот или иной предмет словом, нужно иметь представление об этом предмете. Если же человек не знает какой-либо предмет достаточно хорошо, у него отсутствуют обобщения о нем, то интеллект теряет способность воспринимать и его словесное обозначение.

Четвертый уровень ОНР

Часть исследователей также выделяют в отдельную группу четвертый уровень общего недоразвития речи.

Речь этих детей развита достаточно хорошо. Они прекрасно справляются с задачей формулировать собственные мысли. Бытовая речь идеально, и дефекты в ней не обнаруживаются.

Однако при выполнении специальных заданий эти дети допускают незначительные ошибки. Эти ошибки нельзя назвать грубыми, однако они показывают, что ребенок испытывает трудности в том, чтобы различить некоторые звуки.

Подобные упражнения позволяют выявить незначительные дефекты при попытке воспроизведения звуковой структуры слов, которые вызваны тем, что ребенок плохо запоминает грамматический образец. Например, вместо слова «портной» ребенок может сказать «поторной». Иногда ребенок заменяет звуки или даже целые слоги местами.

Например, вместо слова «молоко», ребенок говорит «комоло». Либо вместо слова «солнце», говорит «соцне». Некоторые звуки просто опускаются. Вместо слова «четырехэтажный» говорит «четырехтажный».

Таким образом, четвертый уровень ОНР характеризуется фонетическими и фонематическими дефектами, а также трудностями с воспроизведением звуковой и слоговой структур слова.

Также иногда проявляется невнятная речь, эта речь недостаточно выразительна, наблюдаются трудности с дикцией, речь приобретает некоторую смазанность.

Также эти дети недостаточно хорошо воспринимают фонемы. Поэтому можно утверждать, что фонемооразование развито также не очень хорошо.

Что касается лексического запаса слов, то он достаточно богат. Но и в этой области можно заметить небольшие дефекты. Например, некоторые животные с трудом запоминаются.

Это касается тех животных, которых ребенок никогда не видел, таких как панда или кенгуру, к примеру. Также сложно дается запоминание некоторых неочевидных профессий, растений.

И даже некоторые части тела почему-то не запоминаются. В разговорной речи заметно, что недостаток словарного запаса ребенок пытается загладить тем, что подбирает схожие по значению слова. Вместо слова «филин», он говорит «птичка», а вместо слова «дерево», говорит «береза».

Есть сложность с тем, чтобы описывать признаки предметов или действия. В таком случае эти дети также стараются подобрать термины, которые бы были близки по значению, но это делает речь недостаточно точной. Такие дети легко заменяют «овальный» на «круглы». А если кто-то прибежал, ребенок говорит «пришел».

Если не удается найти подходящее по значению слово, ребенок начинает подбирать целую фразу. Допустим, вместо фразы «мальчик подмел», ребенок говорит «мальчик почистил во дворе веником».

Что касается лексических средств, то ими дети владеют на достаточно высоком уровне. Бытовые антонимы легко ими усваиваются и успешно используются в повседневной речи.

Они четко видят разницу между большим и маленьким, между широким и узким, высоким и низким. Но это касается только тех антонимов, которые затрагивают реальные предметы. Как только речь заходит об абстрактных понятиях, то тут же начинаются трудности.

Для того чтобы выявить проблемы с усвоением лексических средств, можно предложить детям объяснить пословицы с переносным смыслом. Чаще всего такие дети не могут ни понять, ни применить в жизни суть этих пословиц.

С называния профессий наблюдается такая ситуация: детям трудно понять, в каком роде звучит профессия – в женском или в мужском.

Если необходимо обозначить какую-либо профессию в определенном роде, то для того, чтобы это сделать в силу своей неспособности запомнить грамматически верную форму ребенок придумывает свою собственную, естественно, ошибочную.

Работа с увеличительными суффиксами также дается с трудом. Ребенок не понимает, что «рыбище» – это большая рыба, а «силище» – это очень много силы.

Та же самая проблема касается и употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Малинка» и «малина» по мнению ребенка – это разные вещи. И ему не понять, что «домик» – это маленький дом.

Но и с другими видами суффиксов также часто случаются проблемы. Допустим, заметны затруднения в использования суффиксов, которыми обозначается единичность предмета.

В отличии от детей, находящихся на других уровня ОНР, эти дети очень хорошо владеют множеством сложных слов, встречающихся регулярно в бытовой речи. Но когда нужно использовать малознакомый термин, то тут начинаются большие трудности.

С точки зрения грамматического строя речи существуют также некоторые недостатки. Трудно образовать множественное число в род. и вин. падежах.

Например, ребенок может рассказать: «Я убегал от много собаков». Возникают ошибки при попытках согласования прилагательных с существительными в отношении пола.

Ребенок может выдать «Я прыгаю на синим скакалке». Согласование прилагательных и существительных по числу также вызывает затруднение. Ребенок говорит: « Я лежу на большом кровате».

Согласование числительных с существительными тоже вызывает проблемы. Нередкими являются фразы подобные этой: «На столе лежат две карандаша» .

Существуют также и другие трудности, которые негативно сказываются на звучании связной речи:

  • ребенок имеет трудности с запоминанием;
  • ему сложно сосредоточиться долгое время на чем-то одном;
  • плохо развита моторика пальцев;
  • страдает логическое мышление.

Таким образом, дети с общими нарушениями речи медленнее остальных усваивают нормы связной речи, поэтому многие аспекты речевой активности значительно отстают от нормальных показателей.

Помощь при ОНР (общее недоразвитие речи)

ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи, соотносится с первым периодом усвоения родного языка в

онтогенезе (в норме), условно назван «однословное предложение, предложение из двух слов-корней».

Для общения, дети с ОНР первого уровня используют в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Подобное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Но отличие детей с ОНР от умственно отсталых в том, что: объем пассивного словаря значительно превышает активный; используются жесты и выразительная мимика для выражения своих мыслей; характерна большая инициативность речевого поиска в процессе общения, и достаточная критичность к своей речи.

Отдельные слова, которыми пользуются дети с ОНР, неточны по структурному и звуковому составу. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков («бобо» — болит, смазывать, делать укол). Вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов («туй» — сидеть, стул, «биби» — ехать, кататься, машина).

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и небольшой жизненный опыт, и недостаточный объем представлений об окружающей жизни.

Наблюдается нестойкость в произношении звуков. В речи детей преобладают, в основном, одно-двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру, количество слогов сокращается до двух-трех («ават» — кроватка, «амида» — пирамида).

Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

ОНР 2 уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы

«усвоение грамматической структуры предложения».

Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено.

Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами.

Формы числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок.

Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом назваются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам.

Читайте также:  Электронная библиотека ДВГМУ Синдром цитолиза - маркер внепеченочных заболеваний

Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

— замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);

— ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

— отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического

и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения

ребенком морфологической системы языка.

Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Часто возникают ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

— замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

— подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

— замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

— взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

ОНР 4 уровня характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.

На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение

при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая,

правила грамматики не усваиваются.

В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).

Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша.

— Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).

— Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т.д.).
Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).
По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).

— Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

— Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).

— Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте «Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая» и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями когда ребёнок пойдёт в школу).

— Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

ОНР (общее недоразвитие речи I II III IV степени)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОНР выявляется в ходе специального нейрологопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии .

ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляются:

внутриутробная гипоксия,

– резус-конфликт,

– родовые травмы,

– асфиксия.

А в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания.

Неблагоприятная речевая среда, игнорирование нарушений у ребенка, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Но самое опасное в этом нарушение то, что вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дети начинают отставать от сверстников по общему, интеллектуальному развитию. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Именно поэтому есть несколько этапов коррекции ОНР с различными целями. Каждый из этих этапов имеет свою цель в рамках общей программы реабилитации ОНР. Но чтобы иметь устойчивый результат коррекции ОНР без последствий, которые могут плохо сказаться на обучении чтению и письму ребенка в школе необходимо интегрировать в программу :

  1. Нейропсихологическую коррекцию;
  2. Сертифицированный профессиональный логопедический массаж;
  3. Нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис по программе коррекции ОНР и ФФНР.
Читайте также:  Болезни селезенки какие патологии существуют

Одним из основных этапов коррекции ОНР является нейропсихологическое обследование и коррекция.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

— более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции, и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности развития или общения, нарушения речи, и недоразвития высших психических функций – памяти, восприятия, мышления, внимания, моторики!

Есть целый ряд речевых нарушений (ОНР, дизартрия, некоторые виды дислалии, алалии) у детей, которые невозможно решить без профессионального сертифицированного логопедического массажа. Работа логопеда в этих случаях будет неоправданно затянута и безрезультатна, а у ребенка будет потеряно время, которое в последствие будет очень трудно наверстать.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «ВЫше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями.

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, ОНР, ЗРР.

Трудности, которые испытывает ребенок при воспроизведении определенных звуков могут быть вызваны нарушением тонуса артикуляционных мышц – мускулатуры языка, губ, мягкого неба. Если эти мышцы неразвиты или недостаточно иннервируются, ребенок будет произносить звуки неправильно и испытывать от этого дискомфорт, который впоследствии приведет к грубым ошибкам на письме и чтении, т.к. фонематический слух у ребенка также нарушается. Проблемы с недостаточным тонусом или развитием мускулатуры речевого аппарата могут быть вызваны различными нарушениями кровообращения, имеющими врожденный или приобретенный характер и неврологическую природу.

В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на (язык, внутреннюю и наружнюю поверхность щек, лба, щеки, подбородка) человека колебаниями высокой частоты.
Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку».
А также поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое.
Данный массажер позволяет «поставить» звук Р человеку в течении 1 занятия.
Логопедический электромассажер Z-Vibe по признанию многих логопедов является лучшим в мире оборудованием для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционых мышц человека к специальным занятиям.

Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

Опытный диагност продумывает программу коррекции и массажа для каждого ребенка.

Логопедическая работа, проведенная по единому алгоритму всем детям может привести к серьезной потере времени, к закреплению неверных стереотипов, которые будет очень сложно исправлять, на это потребуется много сил и времени и к затягиванию времени коррекции.

Метод Томатис – это ещё один важный метод коррекции общего недоразвития речи (ОНР).

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух.

Область применения метода А.Томатиса у детей очень обширна и включает в себя терапевтические программы для детей в возрасте от 24 месяцев до 12 лет.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.

В случае, если занятия с логопедом не приносят заметного результата, нужно обязательно пройти нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис. Слуховая стимуляция улучшает восприятие звуков и ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.

Эти тренировки назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями функции равновесия.

У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи. Часто ребёнок не усваивает информацию из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной. А проблема заключена в том, что мозг ребёнка не воспринимает речь (взрослого) на фоне окружающего шума (в классе, в быту).

Также есть дети, которые способны воспринимать информацию преимущественно правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если же ребёнок слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а только потом в левое. На это уходит больше времени. Кроме того по пути звуки искажаются, особенно звуки высоких частот. Это ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯЕТ ПОНИМАНИЕ УСЛЫШАННОГО.

С помощью аудиовокальных тренировок, которые через воздушную(ухо) и костную (скелет) проводимость воздействуют на мозг можно воздействовать на аудиторную систему мозга. Это ведет к улучшению способности к восприятию информации, а значит к обучению, развитию внимания, коммуникативных способностей, способности к чтению, пониманию услышанного, помогает мозгу лучше обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых почти непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова.

При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова.

Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.

При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.

В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

У детей с ОНР обязательно нужно провести нейропсихологическое обследование для диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Ссылка на основную публикацию
Упражнения при рефлюкс-эзофагите разрешенные виды физической нагрузки
Оптимизация методов лечебной физической культуры при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, обусловленной вегетативной дисфункцией. В последние годы гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) занимает...
Ультразвуковое исследование мозга новорожденных детей — Дворяковский И
УЗИ молочной железы Рак занимает ведущее место в структуре онкологической заболеваемости среди женщин. В диагностике рака молочной железы ультразвуковое исследование...
Ультразвуковые офтальмологические сканеры купить в Москве, в Санкт-Петербурге, в Пятигорске, в Ессен
Офтальмологическая клиника НЬЮ ВИЖН Клиника Услуги Врачи Цены Акции Пациентам Контакты УЗИ глаза, B- сканирование глаза или офтальмоэхография является одним...
Упражнения чтобы ребенок перевернулся головой вниз при тазовом предлежании как перевернуть ребенка в
Рекомендации и упражнения по гимнастике для беременных Время чтения 5 минут На протяжении всего срока беременности ребенок растет и развивается...
Adblock detector