Упражнения по коррекции дислексии у школьников

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ «Блиц-игра «Речь педагога особенна»
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.

Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» — перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

«Волшебный мешочек» — ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

  1. «Слоговые дорожки» — могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)
  2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.
  3. «Узнай буквы и составь слог»
  4. «Цветы» (чтение слогов на лепестках)
  5. «Слова рассыпались на слоги»
  6. «Соедини слоги в слова»
  7. «Забей мяч в ворота»
  8. Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» — глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» — не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

  • Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)
  • Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
  • Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) – требования : шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
  • «Какой слог лишний» — перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
  • «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)
  • «Подскажи конец слова» — перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)
  • Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
  • Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).
  • Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

    (БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

  • Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.
  • 1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами.

    Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
    Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

    2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

    Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:
    а) запомнить как можно больше слов;
    б) запомнить гласные в словах.

    После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

    Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений преследуют эту цель.

    Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

    Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. после прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется из звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

    3. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
    4. Чтение форм одного и того же слова. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
    5. Чтение однокоренных слов.

    Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»)

    Читайте также:  Мирамистин - инструкция по применению, показания, противопоказания, побочные

    Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2 – 3 группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».

    Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.

    При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.

    6. Составление слов из их частей.

    Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)

    Пред началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, поло – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).

    Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

    а) Прочитай слова, как можно быстрее

    б) Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки.

    в) «Найди заблудившиеся частички». Педагог неправильно составляет слова — ученик исправляет ошибки.

    г) Составь предложение с 3 – 4 словами.

    Материал может быть следующим:

    Слова с суффиксами

    — ОНЬК

    полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.

    — УШК

    травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.

    (слова с суффиксами — еньк, — ищ, — ин, — к, — ек. – ени, — ок, — ик, — ист, — ник, — онок, — ёнок)

    Слова с приставками

    Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить.

    Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …

    При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и, e-краш-ени-е и т.д.

    7. Работа с рифмованными текстами.

    Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    8. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.

    Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

    Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку»,

    «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

    Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов), «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. — вот вам и межурочная связь.

    Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

    Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

    Используемая литература:

    1. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей» С-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.

    2. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» С-Петербург, Лениздат, Издательство «Союз», 2002.

    3. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/ Издательство «Флинта», 1997.

    4. Логопедия /под. Редакцией Волковой Л. С./ Москва, «Просвещение», 1989.

    5. Гаврина , Кутявкина «Учимся читать» /рабочая тетрадь/

    6. Венгер, Дьяченко «Угадай, как нас зовут» Москва, «Просвещение», 1994

    ПРИЛОЖЕНИЕ в оригинале статьи в формате MS Word (7,67 МБ) скачать

    Игровые приёмы коррекции дислексии

    Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

    Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая – понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

    Что такое дислексия?

    Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

    Дислексия — это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

    Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения , связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

    Дислексия — это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

    Характеристика детей с дислексией.

    Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

    В первые годы обучения ребенка, дислексия может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

    При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

    • Замены и смешение графически сходных букв (И – Ш, Б – Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков( звонких — глухих, твёрдых — мягких)
    • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
    • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
    • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
    • Нарушения понимания смысла прочитанного.

    Причины дислексии.

    • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
    • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
    • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

    Чем грозит ребенку дислексия?

    Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

    Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

    Виды дислексии.

    1. Фонематическая дислексия — этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.
    Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
    Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

    Читайте также:  Акне, угревая болезнь – что это, �� лечение, симптомы и �� диагностика на МЕД Zoon

    2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

    3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

    При этой форме дислексии наблюдается:

    • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
    • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
    • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

    4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

    5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

    Коррекция дислексии

    Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

    Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

    Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

    Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

    Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

    1. Составление слова из начальных букв.

    Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

    2. Слова потерялись.

    «В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

    3. Письмо по памяти.

    Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

    Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

    5. Слова на липучке.

    «Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
    МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

    Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
    ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

    Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

    Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

    8. Кулинарная азбука.

    Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

    9. Пишем, лепим, вырезаем.

    Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

    10. Узнай букву по описанию.

    «Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

    11. Письмо на спине.

    Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

    Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

    13. Назови ласково.

    Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

    16. Непослушные слова.

    «Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

    Вывод.

    Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

    При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

    При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

    Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

    Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

    • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 – 4 классах вспомогательной школы : учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
    • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей –/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
    • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
    • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса :/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
    • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
    • Корнев, А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
    • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
    • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д .: Издательский центр «МарТ», 2005.
    • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
    • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.

    Игры и упражнения для коррекции и профилактики нарушений чтения и письма

    Предлагаются игры и упражнения , которые можно использовать на уроках чтения и письма, а также на логопедических занятиях для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма

    Просмотр содержимого документа
    «Игры и упражнения для коррекции и профилактики нарушений чтения и письма»

    «Проблемы чтения и письма.
    Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края

    Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите правила, больше читайте и списывайте», если есть в школе логопед отправляют к нему. А что делать, если нет такого специалиста в школе? Нанимать логопеда в индивидуальном порядке не у всех родителей есть такая возможность. Часто проблемы письменной речи пускаются на самотек, и все идет, как по замкнутому кругу: ученик пишет и читает с ошибками, учитель ставит ему отрицательные отметки, а родители ругают ребенка за это. Так у детей формируется негативное отношение к урокам русского языка и литературного чтения.

    В своей работе я хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я использую в своей работе учителем, для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи. Может быть кому-нибудь это пригодится. Эти игры и упражнения я использую на уроках русского языка и литературного чтения и на занятиях логопедического кружка.

    Проблемы с чтением и письмом

    С началом обучения в школе некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности рано или поздно отправляют к детскому психиатру.

    Читайте также:  Кишечная метаплазия желудка – лечение, симптомы

    Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух физический: он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, писк комара, а также гул самолета, перестук колес поезда… Вторая разновидность музыкальный слух, благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид- речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

    При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

    Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать и писать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

    А учить надо потому, что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова, например: слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка», «чашка-Сашка». Замена глухого звука звонким, твердого-мягким, шипящего-свистящим, придает слову новое содержание.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом, необходимо еще обладать зрением на буквы, позволяющем запомнить и произвести их очертания.

    Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.

    Дисграфия- специфическое нарушение процессов письма. Принято выделять несколько видов дисграфии.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия. При ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется: в заменах, пропусков букв, аналогичных заменам и пропускам звуков в устной речи.

    Акустическая дисграфия- возникающая в результате нарушений при дифференциации (различении) фонем. Ребенок заменяет звуки близкие по звучанию. Чаще всего заменяются свистящие- шипящие, звонкие- глухие, аффрикаты и их компоненты. Иногда дети неправильно обозначают мягкость на письме, в результате нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

    Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в искажении структуры слов и предложений. Из-за нарушений фонематического анализа особенно страдает звукобуквенная структура слова. Могут наблюдаться следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки букв или их добавлений, пропуски, перестановки и добавления слогов. Нарушения на уровне предложений проявляются в слитном написании слов, особенно слов с предлогами; раздельном написании слов, например, отделение корня от приставки.

    Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложении и текста. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных. Кроме того, ребенок испытывает трудности в конструировании сложных предложений.

    Оптическая дисграфия. Она проявляется в результате недоразвития зрительного гнозиса, анализа, синтез и пространственных представлений. При письме буквы искажаются и изменяются. Чаще всего взаимозаменяются сходные по написанию буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но по разному располагаются на письме(«В» и «Д»); буквы, имеющие одинаковые элементы, но отличающиеся какими-то дополнительными элементами(«Л» и «М»). наблюдается зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, которые могут содержать одинаковые лишние элементы или неправильно расположенные элементы.

    Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.

    Моторная дисграфия- нарушение движений: недописывание слов, появление лишних слов, двойных или даже тройных букв, пропуск, букв, слогов- связанно с нарушением контроля за своими движениями( неврологические нарушения- повышенный или сниженный тонус руки, повышенная утомляемость).

    Идеаторная дисграфия- связана с расстройствами психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

    Особый вид дисграфии это дизорфография- стойкая неспособность освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. При дизорфографии отмечается так же «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.» (А.Н. Корнев).

    Основными трудностями является обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов. Дизорфография- это особая категория специфических нарушений письма которой выражается связь между словами в предложении.

    Аграфия — нарушение психофизических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумений соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии как правило сохраняется.

    Одним из необходимых условий предупреждения нарушения письма — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

    Дислексия- частичная специфическая нарушение процесса чтения. Дислексия возникает в результате несформированности высших психических функций и проявляется в ошибках стойкого характера. Причины, вызывающие дислексию, могут быть органического и функционального характера. Выделяют несколько видов дислексии.

    Фонематическая дислексия связанна с недоразвитием фонематической системы языка. Выделяют следующие функции фонематической системы: а) смыслоразличительная функция, когда изменение одной фонемы или одного признака может привести к изменению смысла; б) слухопроизносительная дифференциация фонемы — одна фонема отличается от другой артикуляционно и акустически; в) фонематический анализ или разложение слова на фонемы. Фонематическая дислексия подразделяется на две формы: первая связанна с недоразвитием фонематического восприятия, проявляющимися в трудностях усвоения букв и замене букв, которые сходны по артикуляции и акустически; вторая форма нарушений чтения связана с нарушением фонематического анализа, при этом наблюдаются нарушения звуко- слоговой структуры и побуквенное чтение. Ребенок может пропускать буквы при стечении согласных, вставлять лишние гласные между согласными, переставлять буквы и слоги в словах.

    Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного при сохранном прочтении текста. Эти трудности возникают у ребенка в результате нарушения звуко- слогового синтеза и нечетких представлении ситнаксичексих связей в предложении. В процессе чтения ребенок разделяет слова на слоги и в результате не понимает смысла прочитанного, он не способен соединить в единое целое последовательно произнесенные слоги. Он читает их механически без понимания смысла. Ребенок с таким нарушением не может слитно произнести слово, которое произносится отдельно по звукам с короткими паузами между ними; воспроизвести слово, разделенное голосом на слоги. В процессе чтения слова воспринимаются вне связи с остальными членами предложения.

    Аграмматическая дислексия возникает в результате недоразвития грамматического строя речи, синтаксических, морфологических обращений. При этом виде дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний и числа существительных, существительные неправильно согласуются в роде числе и падеже с прилагательными; неверно употребляются родовые окончания местоимений; изменяются формы глаголов.

    Мнестическая дислексия проявляется в том, что ребенку трудно усвоить буквы и трудно различать их. Она обусловлена нарушенным процессом установления связи между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Характерные ошибки для мнестической дислексии: пропуски звуков, их замены, нарушение последовательности звуков.

    Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения букв, которые графически похожи. Этот вид дислексии аналогичен оптической дисграфии по своим проявлениям, но здесь буквы не прописные, а печатные. Причины оптической дислексии: недоразвитие оптико-пространственного восприятия, нарушение зрительного гнозиса, анализ и синтез, нет дифференцированности представлений о сходных формах.

    Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат трудности в тактильной дифференциации букв азбуки Брайля.

    Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

    Виды нарушений при дисграфии и дислексии во многом сходны, поэтому методики коррекционной работы имеют много общего и рассматриваются вместе.

    Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.

    Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

    На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

    Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

    Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

    Ссылка на основную публикацию
    Ультразвуковое исследование мозга новорожденных детей — Дворяковский И
    УЗИ молочной железы Рак занимает ведущее место в структуре онкологической заболеваемости среди женщин. В диагностике рака молочной железы ультразвуковое исследование...
    Укол в седалищный нерв последствия что будет если неправильно сделать в ягодицу, задет (попали), пос
    Как правильно сделать укол внутримышечно в ягодицу? Подробная инструкция о том, как правильно поставить укол в ягодицу в домашних условиях....
    Уколы ботокса — первый опыт отзывы и фото Beauty Insider
    Сколько единиц ботокса нужно для инъекции? Оглавление: Ежедневно женщины борются с признаками старения, прилагая усилия, чтобы продлить молодость. Разработано немало...
    Ультразвуковые офтальмологические сканеры купить в Москве, в Санкт-Петербурге, в Пятигорске, в Ессен
    Офтальмологическая клиника НЬЮ ВИЖН Клиника Услуги Врачи Цены Акции Пациентам Контакты УЗИ глаза, B- сканирование глаза или офтальмоэхография является одним...
    Adblock detector