Тревожный симптом патологии у новорожденных – клиника «9 месяцев»

Почему новорожденный смотрит в одну сторону

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Если ребенок клонит голову в одну сторону, маме нужно разобраться, почему он так делает.

Распространённые причины привычного наклона головы у ребенка:

  • ношение грудничка на одной и той же руке и в одной и той же позе;
  • такое положение детской кроватки, при котором младенцу приходится смотреть только в одну сторону, чтобы увидеть маму;
  • сон малыша только на одном боку;
  • нахождение взрослого всегда с одной стороны от ребенка.

Как видите, все причины завязаны на том, что мама делает манипуляции с младенцем с какой-то одной стороны. К сожалению, она не всегда обращает на это внимание. Поэтому ребенок клонит голову на бок влево или вправо.

Ниже читайте, какие приемы помогают отучить грудничка смотреть в одну сторону.

Как исправить привычный наклон головы у малыша?

Как мы с ним боролись:

  • носили таким способом, как на этом видео. Клали на руку правым боком, голова лежит правым ушком. Так мы не давали ребенку наклонить голову еще больше вправо в привычное положение;
  • в вертикальном положении носили дочку то на правой, то на левой руке;
  • в кроватке и коляске вдоль правой щеки клали валик из полотенца. Он не давал Нике сильнее наклонить голову вправо.

К действиям, описанным выше, хочу добавить еще несколько советов:

  1. При ношении малыша, как на видео, ориентируйтесь на любимую сторону грудничка. Если у вашего ребенка привычный наклон влево, кладите его на руку левым боком.
  2. Для предупреждения привычного наклона головы положение новорождённого в кроватке нужно менять постоянно. Один день кладите его головой к одному изголовью, в другой — к противоположному. Если карапуз хочет все время быть лицом к вашей кровати, то ему придется поворачивать голову то налево, то направо.
  3. При вертикальной позе ребенка, следите, чтобы его голова находилась то у правой, то у левой вашей щеки.
  4. В онлайн-курсе 0-3 и 3-6 месяцев я детально показываю упражнения, которые помогают справиться с привычным наклоном головы без прикладывания усилий к голове и шее.

Привычный наклон у дочки прошёл, конечно, не за один день. Но моя жена Таня справилась, а значит и вы сможете.

Тонус или врожденная мышечная кривошея (ВМК)?

Продолжаем цикл публикаций о врождённых патологиях у новорождённых. В данной статье мы расскажем как отличить мышечный тонус от кривошеи.

Врождённая мышечная кривошея (ВМК) одно из самых распространенных заболеваний новорождённых и занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости. Данный диагноз часто ставится специалистами, но иногда он не подтверждается. Возможно, у малыша мышечный тонус. Постараемся разобраться, чем отличаются эти диагнозы и что делать родителям в каждом случае.

Основной причиной ВМК принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидных мышцы, травму её во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника. Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на боковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова наклоняется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой – наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запрокидывается назад и несколько выдвигается.

Таким образом, при ВМК голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза.

Если вы не обнаружили вышеперечисленных признаков ВМК, но малыш любит держать голову в одну сторону, спать на одном боку то, скорее всего, присутствует мышечный тонус. Понаблюдайте за вашим малышом, и вы заметите, что движения ребёнка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать её в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц- сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический тонус). Но тонус бывает разным. Различают гипертонус (повышенный тонус мышц) и гипотонус (пониженный тонус).

Мы рассмотрели основные признаки заболеваний. Теперь поговорим об их лечении.
Лечение ВМК начинается рано, с 2-3 недельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную физкультуру.

При лечении положением ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе, лучше без подушки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пелёнку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение с взрослым были со стороны поражённой мышцы.

Можно укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью кольца, обёрнутого в ткань и положенного под затылок, а также неполных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день. Поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

Читайте также:  Переломы шейки бедренной кости - БСМП Гродно

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребёнка. Первое время вы должны наблюдать за малышом. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

Ребёнка надо чаще укладывать набок. Если ребёнок спит на стороне кривошеи, то под голову кладётся высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно правильно носить ребёнка на руках:

1. Взяв на руки ребёнка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

2. Взяв малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка наклоните её в здоровую.

3. Носите ребёнка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая её в здоровую сторону.

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (ассиметрией) или при постоянном одностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

С самого начала лечения ВМК массаж занимает ведущее место, проводится на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Массаж назначает врач, и проводить его должен квалифицированный специалист. После первого курса массажа, проведённого опытным специалистом, повторные курсы могут проводить родители, внимательно наблюдающие и обученные массажистом.

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должён получить 3—4 курса комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С. Специальные упражнения в воде:

1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка, лежащего на спине, подушечками больших пальцев выполняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).

2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за голову то в правую, то в левую сторону.

3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову так, чтобы пораженная сторона была на наружной части круга.

4. Ребенок в чепчике лежит на спине, ножки опущены. Методист выполняет движение руками в стороны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подбородок, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными пружинящими движениями приподнятое надплечье удерживают в воде.
При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты. При невозможности коррекции кривошеи массажем и ЛФК прибегают к операции. Выделяют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 месяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

С тонусом мышц поможет справиться массаж. Это самый эффективный способ привести мышцы к нормальному состоянию, т.е. уравновесить тонус мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Однако перед проведением процедур необходима консультация невролога, так как возможны случаи, когда использование только массажа недостаточно.

При массаже следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. В частности, мышц разгибателей и сгибателей. На руке сгибатели расположены на её внутренней поверхности, на ноге – на задней поверхности. Массаж сгибателей должен понижать тонус. В этом случае применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. Массаж разгибателей направлен на повышение тонуса. Делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

Комплексы ежедневных занятий с малышом вы можете найти на нашем сайте. Занятия рекомендуют проводить по достижении малышом 2 месяцев, если нет других назначений врача. Перед началом занятий проконсультируйтесь у опытного массажиста о том, как делать массаж правильно. Ведь у занятий на уравновешивании тонуса мышц есть свои особенности. Например, при гипертонусе мышц-сгибателей конечностей можно использовать только те упражнения, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребёнок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то до 3 месяцев они не могут иметь место, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребёнка и опасностью насилия над ним.

Читайте также:  Диета при язве желудка — что можно и что нельзя есть

Главной целью массажа при показаниях мышечного тонуса является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Количество сеансов и их продолжительность назначаются индивидуально.

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Читайте также:  ИМУДОН™ эффективное лечение и профилактика воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Ссылка на основную публикацию
Травяные сборы для похудения и очищения организма
/ Травы для похудения в домашних условиях рецепты.md Травы для похудения в домашних условиях рецепты Не имея современного арсенала лекарственных...
Топография непарной и полунепарной вен
НЕПАРНАЯ ВЕНА Непарная вена (v. azygos), являясь продолжением правой v. lumbalis ascen-dens, проникает в грудную полость из забрюшинного пространства через...
Тотема, купить в Москве от 470 руб, цены в аптеках
Тотема цены в аптеках Москвы ТОТЕМА 10мл 20 шт. раствор для приема внутрь (Иннотера Шузи (Франция)) 477 . 00 руб...
Трамадол (Трамал) как наркотик признаки применения, привыкание, эффект и последствия употребления Н
Трамадол как наркотик Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни! За последние 20 лет, согласно данным...
Adblock detector