Как отличить заикание от речевых запинок

Заикание или запинки

Заикание или запинки

В зависимости от причин возникновения все речевые запинки у детей можно разделить на две основные формы:

а) запинки не судорожного характера (физиологические, возникшие под влиянием неблагоприятного речевого развития на фоне быстрой, хаотичной речи.

б) запинки судорожного характера (собственно заикание).

Физиологические запинки проходят, как только ребенок приобретает определенную уверенность в выражении своих мыслей.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое не требует коррекции и возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. В один прекрасный день в речи малыша вдруг появляются повторы: слогов, слов, даже фраз: «Не-не-не хочу спать!».

Обычно мамы тут же впадают в панику, ожидая худшего – заикания. Однако запинки имеют весьма смутное отношение к заиканию. Нужно помнить, что если вовремя не обратить внимание на них и не принять профилактических мер, то заикание может появиться. Итак, как же понять, малыш запинается или заикается?

Как отличить физиологические запинки от заикания

При вашей просьбе сказать слово лучше речь у ребенка улучшается при запинках и ухудшается при заикании

При заикании, как правило, присутствуют запинки судорожного характера, т. е. мышцы щек, шеи, губ или голосовые складки спазмируются, чего не бывает при запинках.

Причины возникновения различные. Заикание — неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Запинки же имеют эмоциональную природу, для коррекции необходима помощь не только логопеда, но и семейного психолога: у малышей до 3-4 лет все неврозы (а запинки частенько являются симптомом невроза) так или иначе связаны с взаимоотношениями в семье. Заикание может возвращаться, а физиологические запинки исчезают раз и навсегда.

Пересмотрите свои взаимоотношения с малышом: любой психологический перекос может спровоцировать запинки.

Контролируйте темп своей речи, темп игр, громкость голоса: желательно говорить тише и медленнее.

Постарайтесь и сами успокоиться: запинки не приговор, а симптом. Более того, малыш буквально «считывает» ваше настроение, интуитивно чувствуя: «Со мной что-то не так»; эмоциональное напряжение возрастает.

Соблюдайте режим дня неукоснительно, ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры.

Включайте на ночь тихую инструментальную музыку, детские песенки. Правильно подобранная музыка оказывает очень хороший психотерапевтический эффект.

Введите в повседневные игры возню с водой: переливания из ведра в ведро, через воронку, пипеткой, резиновой грушей, губкой, нравится малышам вылавливание шариков от пинг-понга ситечком и т. д. Обратитесь к опыту Монтессори-педагогики, поводите малыша на занятия: там очень много подобных игр.

Устраивайте минутки тишины на природе: «Давай послушаем тишину» — и помолчите в лесу полминутки. А потом каждый из вас расскажет, что услышал (как птичка коготками за кору дерева цепляется, как листва тихо осыпается и т. д.).

Используйте в играх песочные часы: «Пока песочек сыпется — мы молчим. Кто слово скажет — проиграл. А если ты сумеешь вытерпеть и ничего не сказать — получишь подарочек». Поощрения, конечно, обязательны: например, шарик витаминки, игрушка из «Киндер-сюрприза» и т. д. Такие упражнения помогут малышу лучше себя контролировать, в том числе, и свою речь.

Давайте малышу иногда побыть в одиночестве. Любому человеку в течение дня нужно время, чтобы побыть-поиграть одному;

Возможно, следует несколько «притормозить» развитие вашего крохи. Бывает, что нервная система не справляется с бурным интеллектуальным развитием, отсюда возникают запинки. Пускай малыш какое-то время, например, месяц, ничем не занимается, «поваляет дурака», ничего не делает.

Не заостряйте внимание на своеобразие речи, не просите повторить правильно слово, не сетуйте. Если малыш начал сильно запинаться, скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Обычно при пении и шепотной речи запинок нет.

В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконтроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий. Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т. п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т. д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

Обратитесь к логопеду для того, чтобы запинки не приобрели характер заикания. Обычно логопед дает рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики и релаксационных игр.

Суть дыхательных упражнений — упорядочить вдох-выдох, успокоить нервную систему за счет спокойного дыхания и говорить только на выдохе.

Берете ребенка за руку, держите ладонь, слегка нажимая, когда надо говорить — как бы ритм задаете. Вдооооох, выыыыыдох, вдоооооох — говори! Например, фразу про поезд — Вдооох, на выдохе сразу с придыханием — ХАчу поезд — или Я хочу поезд. Можно слегка нараспев практиковать беседы — «яаа хаачууу поооееезд» — но чтобы не было «рваной речи «я-я-я ха-ха-хачу по-по-поезд» — тянутся именно чистые гласные в слогах, а не слоги полностью повторяются.

Постоянно надо говорить, чтобы ребенок не торопился сказать, все что хочет — «мы тебя слушаем, никуда не торопимся, говори медленно, внятно» — при успешных попытках хвалите-хвалите-хвалит.

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Лечь удобно и расслабиться.

Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Читайте также:  МКБ 10 - Остеомаляция у взрослых (M83)

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот, снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Читайте также:  Мезотерапия головы цена, мезотерапия для волос цена в Москве в салоне красоты Сахар

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

НОВЫЕ СКОРОГОВОРКИ

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два — дровокола — дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;

Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика —Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;

Чем отличаются запинки от заикания?

Родители активно наблюдают за развитием своего ребенка, в том числе и за речью. При любых отклонениях по понятным причинам провести их коррекцию у малыша проще, чем в старшем возрасте. Многие нарушения, связанные с формированием нервной системы, можно устранить, если вовремя выявить патологию и создать благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка.

Именно поэтому родителям желательно понимать разницу между такими похожими понятиями как заикание и запинки (причем, запинки запинкам рознь!). Различить эти состояния сложно. Многие родители сразу начинают паниковать и ставят диагноз еще до посещения специалиста. К сожалению, не все специалисты, если только они не работают постоянно с заикающимися, не умеют это делать наверняка. То, что на слух выглядит, как запинки заикающегося, на деле может оказаться началом заикания, а может оказаться всего лишь физиологическими итерациями ( это неплавности, характерные для малыша в момент становления речи). Квалифицированные логопеды нашего центра знают особенности развития каждого состояния. Они умеют провести дифференциацию, выявить или исключить заикание у ребенка, дать рекомендации родителям.

Что такое запинки, которые не являются заиканием?

В период активного развития нервной системы и речи у ребенка могут появляться повторения отдельных звуков или слогов в начале или даже конце слов. Это может быть у любого ребенка, но чаще бывает у возбудимых детей и детей, опережающих свое развитие. При таком состоянии не возникает речевых судорог. Запинки могут появляться спонтанно в период, когда ребенок очень активен, (это напоминает и заикание), но они не усиливаются день ото дня, звучат легко без элементов спазма или судороги.

Запинки являются физиологическим состоянием и относятся к варианту нормы. Обычно они самостоятельно проходят, когда ребенок приобретает опыт и начинает говорить свободно.

Если такие повторения часты (или учащаются со временем) и усиливаются при эмоциональных переживаниях, если во время речи отмечается напряженность мимических мышц или шеи; то, скорее всего, это все-таки легкая степень заикания (логоневроза).

Читайте также:  Омез® (омепразол) перечень показаний к применению расширен uMEDp

Если вы заподозрили такой неблагоприятный вариант, требуется срочная консультация логопеда, причем желательно именно нашего центра, где специалисты долгое время работают именно с проблемой заикания, где разработана уникальная программа для малышей «Скорая помощь». Профессионал сможет провести грамотное обследование, поставит точный диагноз и даст рекомендации по данной эффективной программе.

Логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Запинки или заикание?

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».
На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.
Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.

Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.

Проводим курс расслабляющего массажа.

Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.

Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.

Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.

Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.

Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.

Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.

Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.

Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

Данную статью подготовила Наталия Пятибратова — логопед-дефектолог,Монтессори педагог,

Ссылка на основную публикацию
Как определить двойню Блог про путешествие
Развитие двойни по неделям беременности По различным оценкам сегодня в мире насчитывается 70-80 миллионов пар близнецов. При этом многоплодная беременность...
Как научить ребенка ползать — советы и упражнения
Как научить ребенка ползать: 7 советов и 8 упражнений Физическое развитие малыша на первом году жизни напрямую связано с умственным....
Как научиться мыслить позитивно — PEOPLETALK
Развитие позитивного мышления — практика и упражнения Позитивный человек уверен, спокоен, не суетится по пустяками и много улыбается. Его легко...
Как определить инсулинорезистентность, расчет индекса НОМА
Анализ крови на инсулинорезистентность HOMA-IR - отзыв Какова жизнь с инсулинорезистентностью? Очень грустная, худеть тяжело, набрать легко и огромное количество...
Adblock detector