Инстинкты человека и какие они бывают

Инстинкты человека и какие они бывают?

Эта тема настолько конфликтна и дискутабельна, что споры по ней ведутся уже больше ста лет. С переменным успехом: побеждает то одно направление, то другое. К огромному сожалению, тема эта, как и все, касающиеся человека, очень политизирована. Из чисто научной такие темы давно уже перешли в «сферу обслуживания». Обслуживания тех или иных политических и идеологических течений. Этого я уже подробно объяснял в статье «Мужчина, женщина и учёные», повторяться не стану. Статья и без того получится большая и совсем не развлекательная, даже скучноватая.

Вначале определимся с термином. Что такое инстинкт? В биологии под инстинктом, если говорить кратко и упрощённо, понимают стереотипный двигательный акт, возникающий у животного в ответ на определённую потребность или служащий определённой цели. Этот акт, повторю, стереотипен. Приведу примеры. Кошка после акта дефекации «закапывает» кал землю задними лапками, маскируя таким образом своё присутствие от врагов. Все видели такое. Но эти же движения она делает и в квартире, когда «закапывать» просто нечем: земли под лапами нет. Это и есть стереотипный поведенческий акт – он не меняется. Набор действий всегда фиксированный. Сходил в туалет – сделал такие вот движения лапами. Под ногами линолеум? Не важно, программа действий от этого не меняется. К таким стереотипным актам можно отнести также плетение пауком паутины, брачные танцы и песни птиц и т.д.

У человека (и у приматов вообще) таких жёстких двигательных комплексов нет. Поведение человека гораздо сложнее. Поэтому слово «инстинкт» применительно к человеку мы можем заменить словом «влечение», «врождённая поведенческая программа» (заметьте, не двигательная, а поведенческая). Называйте, кому как больше нравится. Мне нравится слово «инстинкт», потому что оно привычно для слуха людей. К тому же я встречал его в огромном количестве зарубежных научных статей.

Итак, соловей в брачный период для привлечения самки поёт одну и ту же мелодию. Её воспроизводит абсолютно каждый соловей и на протяжении тысяч лет. Это как раз то, что называют инстинктом биологи.

Поведение людей не так жёстко детерминировано. Поэтому переносить на человека поведение животных ошибочно. У человека, скорее, есть определённая поведенческая канва, возникающая в ответ на потребность. Опять сравним с животными. Половой инстинкт тетерева заставляет его «станцевать» на току определённый танец (то есть выполнить строго запрограммированные телодвижения), а потом спариться определённым образом. Тоже запрограммированным. Половой инстинкт человека работает не совсем так. Инстинкт задаёт обладателю определённую задачу, полезную с точки зрения биологии. Мужчине – спариться с максимальным количеством женщин, дабы максимально широко распространить свои гены. Как он это будет делать – чётко не фиксировано. Будет ли он их принуждать силой, брать обманом, имитировать высокий ранг, подкупать («секс за еду») – способов много. Женщине инстинкт приказывает зачать от самого жизнеспособного мужчины в пределах досягаемости, дабы повысить выживаемость потомства. Опять же, двигательная программа не фиксирована. Женщина может устроить «аукцион», дабы мужчины доказывали, кто лучше. И потом выберет «победителя». Может, наоборот, сама найти «альфача» и как-то убедить его спариться. В общем, вариантов много. Конечную цель, полезный приспособительный результат, говоря языком физиологии, инстинкт задаёт чётко, но способы её достижения жёстко не программирует.

Вообще, есть очень разные взгляды на эти терминологические тонкости. Например, Яков Кантор из Университета Чикаго называл инстинктивным поведением то, что я называю инстинктом, а термин «инстинкт» трактовал в биологическом смысле, который я описал выше [3]. Аманда Спинк даёт такое определение термину «инстинкт»: «врожденная часть поведения, которая возникает без каких-либо подготовки или образования у людей». При этом она утверждает, что такие варианты поведения, как воспитание детей, сотрудничество, сексуальное поведение и эстетическое восприятие являются развитыми психологическими механизмами с инстинктивным базисом [4]. Кому интересно, можете по ключевым словам полазать на англоязычных поисковиках, там много разноголосицы.

Также не следует путать инстинкт с безусловным рефлексом. И то, и другое – врождённое. Но есть принципиальные отличия. Рефлекс не связан с мотивацией. Это очень простой двигательный акт, возникающий в ответ на один простой раздражитель. Например, коленный рефлекс возникает в ответ на растяжение квадрицепса. Мы отдёргиваем руку от горячего из-за рефлекторного акта, который запускается очень сильным раздражением температурных рецепторов кожи. Рефлекс имеет очень жёсткую двигательную характеристику. Коленный рефлекс абсолютно всегда заканчивается сокращением квадрицепса, и ничем иным.

Инстинкт же всегда связан с определённой мотивацией. Половой инстинкт – с половой мотивацией, пищевой – с пищевой мотивацией и т.д. Инстинкт – это всегда сложный и не имеющий жёсткой программы поведенческий акт.

Итак, с термином разобрались. Я буду использовать слово «инстинкт» сообразно тому, что объяснил выше. Может быть, это не совсем верно с точки зрения биологии, но зато оправдано с точки зрения объяснения сути дела. Если кому-то нравится другое понятие, обозначающее всё это – его право.

Далее пару слов скажу о взглядах на роль инстинктов в поведении человека. Есть два радикальных и одинаково ошибочных подхода к этому вопросу.

Первый – биогенетический, или биологизаторство. Сторонники этого подхода утверждают, что инстинкты являются единственным фактором, целиком и полностью определяющим поведение человека. Социальная надстройка мало что или даже ничего не значит. Биологизаторы-обыватели считают человека обычным животным, называют голой обезьяной. То есть доводят биологизаторство до примитивизма. Этот подход неверен, так как человек – существо не только биологическое, но и социальное. У него есть личность – структура, которая формируется в социуме, пусть и на базе биологического фундамента, пусть и тесно взаимодействуя с ним.

Второй подход – социогенетический, или социологизаторство. Сторонники этого подхода доказывают, будто биологическая основа человека вообще ни на что не влияет. Всё – от характера и до полоролевого поведения – определяется влиянием социума. Человек рождается словно чистым винчестером, на который социум «устанавливает программы». Социологизаторы отрицают не только врождённые биологические потребности, влечения, поведенческие программы, но даже такие биологические данности, как пол, заменив его словом «гендер». Первоначально социологизаторство появилось и развилось в Советском Союзе, где всё подчинялось марксизму. А марксизм проповедовал, что всё определяется только влиянием среды. Сейчас социологизаторство набирает большой вес и силу во всём мире за счёт усиления в последние десятилетия левой идеологии, феминизма, глобализма и серьёзного финансирования этого направления. Требуется обернуть идеологию в «научную» упаковку, «доказать» её правильность, и на это выделяются огромные средства. Результат подчиняется двум поговоркам: «любой каприз за ваши деньги» и «кто платит, тот и заказывает музыку». Поэтому в научном мире сейчас всё громче и громче играет социологизаторская музыка. Если, конечно, можно обслуживание идеологических интересов называть наукой. Впрочем, если в поисковик вбить слова «human instincts article», то получим кучу научных статей об исследовании инстинктов у людей. Вбивать лучше в англоязычный поисковик, так как он лучше ищет англоязычные тексты.

Я не исключаю и того, что маятник качнётся в другую сторону. Если завтра правящим кругам потребуется «доказать», что человеком движут исключительно животные мотивы, что человек – это якобы просто «голая обезьяна», то докажут, гарантирую. История нам показывает, что политизированная «наука» «доказывала» и не такую ахинею. Деньги, административный ресурс и манипулирование общественным мнением и не такие чудеса творили.

Верным же подходом является, на мой взгляд, психогенетический. Он утверждает, что поведение человека формируется не ИЛИ биологическим, ИЛИ социальным, а И биологическим, И социальным. Учебник «Психология» под редакцией д.психол.н., проф. В.Н. Дружинина объясняет врождённые программы поведения человека (то, что мы договорились называть «инстинктом») так: «При рождении мы обладаем набором генетически заданных программ взаимодействия с окружающим миром. Причем эти программы носят обобщенный характер. ». Но, с другой стороны, личность человека формируется в социуме, под влиянием социальных факторов. Так что на поведение оказывают влияние и темперамент (тоже врождённая характеристика нервной системы), и инстинкты, и воспитание, и культура, и научение, и опыт, и многое другое. К сожалению, психогенетический подход не пользуется популярностью – полагаю, из-за того, что пока не нашлось политических и идеологических интересов, которые могли бы найти в нём «научное подтверждение» своим философским, социологическим или политическим идеям.

Теперь об этической трактовке инстинктов. На этой почве тоже ведутся баталии, но уже не в научном (или «научном») мире, а на уровне публицистики. Опять же, есть две точки зрения. Первая утверждает, что инстинкты естественны, стало быть, им и надо полностью подчиняться, а регулировать и тем более ограничивать их не следует. Другая утверждает, что инстинкты – суть звериная сущность, а потому должны быть ликвидированы. Как и в прошлом вопросе, эти две радикальные точки зрения скорее фанатичны, нежели разумны. Поведение человека обусловлены и биологическим, и социальным. Поэтому страшиться или пытаться «стереть», «уничтожить», «искоренить» инстинкты не только вредно (можно довести себя до невроза или чего похуже), но и глупо. Тело человека тоже биологично, но никто же не называет его «звериной сутью» и не предлагает от него «избавиться». При этом нужно понимать, что мы живём в социуме, который ради нашего же блага, безопасности существует по определённым канонам (закон, мораль), которым нам придётся следовать, контролируя инстинкты. И это вовсе не какое-то насилие над собой – обычный способ упорядочить межчеловеческое взаимодействие, минимизировав вероятность конфликтов и прочих проблем.

Поэтому мы в данной статье целиком отказываемся от любой этической окраски инстинктов человека. Мы рассматриваем их не как положительные или отрицательные явления, а как факт – с нейтральной точки зрения.

Итак, инстинкты. Количество выделяемых инстинктов неодинаково у разных авторов. Например, М.В. Коркина с соавторами выделяет пищевой, инстинкт самосохранения и половой [1]. Те же самые инстинкты (с добавлением «и др») перечисляет А.В. Датий [2]

Я выделяю семь инстинктов.

1. Пищевой. Это, пожалуй, один из самых простых инстинктов. Голод, жажда – мы ищем, чем их утолить.

2. Оборонительный (инстинкт самосохранения). Он предназначен для того, чтобы уберегать нас от неприятностей, а если такие появились, то приложить все усилия для выживания. Производными этого инстинкта являются такие свойства человека, как осторожность или её крайнее проявление – трусость. Это что касается части избегания опасности. А что касается другой части – выживания, то это обычная активация симпато-адреналовой системы во время стресса. Так оборонительный инстинкт даёт нам силу сражаться, если есть шанс одержать верх, или убежать, если шанс на победу невысок. Зрачки расширяются (увеличивается поле зрения), бронхи тоже (нужно больше кислорода), усиливается кровоснабжение мозга (принимать быстрые решения), мышц (драться, бежать и т.п.) и сердца (качать кровь быстрее). В остальных органах кровоснабжение ослабевает – не до них. Это небольшой экскурс в физиологию.

Читайте также:  Бисопролол инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Bisopr

3. Половой. Об этом инстинкте я написал кучу статей и глав в книгах. Подробнее всего – в книге «Женские и мужские манипуляции», глава 2 («Ранг, примативность…»). Здесь пересказывать не буду.

4. Родительский. Это инстинкт заботы о потомстве. Почему-то он часто называется материнским – будто отцам он не свойственен. Однако это не так. Часто у мужчин родительский инстинкт сильнее, чем у женщин.

5. Стадный (социальный). Человек – существо социальное, и без социума не становится человеком как таковым. Например, речь целиком и полностью формируется в социуме, причём в ранние годы. Люди, детство которых прошло в дикой среде, так и не могли научиться говорить. Годами пытались – и не могли. Также в социуме на биологическом фундаменте формируется личность человека (как психологическое понятие). Стадность (или социальность) – это древнее свойство приматов, которое передалось и человеку. Поэтому человек стремится быть в среде других людей. Вне социума, в одиночестве люди сходят с ума.

6. Иерархический (ранговый). Ранговый инстинкт является одной из двух слагаемых ранга (второе слагаемое – ранговый потенциал). Об этом, как и о сути самого рангового инстинкта, я тоже много писал в главе «Ранг и примативность». Прочитать можно в той же книге, «Женские и мужские манипуляции». Или на сайте, вот здесь. Глава из трёх частей, напоминаю. Здесь ссылка на первую часть.

Ранговый инстинкт часто входит в противоречие с инстинктом самосохранения. Ранговый инстинкт требует бросить вызов более сильному и занять его место в иерархии, а инстинкт самосохранения «отговаривает» от этого.

7. Инстинкт сохранения энергии (инстинкт наименьших затрат). Если первые четыре инстинкта знакомы абсолютно всем, следующие два – тем, кто читал мои труды, то этот почти никому не знаком. Между тем, он очень здорово оказывает влияние на наше поведение. Суть инстинкта – выбирать для достижения цели самый простой способ решения, либо отказаться от неё вовсе, если все пути кажутся сложными. У этого инстинкта несколько эффектов, приведу пример трёх.

Первое – это лень. Если в нас борются две мотивации, примерно равнозначные по значимости, силе и способу реализации, то мы выберем отказ от них обеих. Например, мы откладываем решение, если в любом случае его результат будет неприятен нам. Если мы чувствуем, что способ реализовать мотивацию труден, неприятен, то мы отказываемся от этой затеи. Студент прогуливает первое занятие, чтобы поспать. Ему слишком трудно, неприятно вставать. Проще не ходить. Понятно, что такое работает только в том случае, если мотивация слабая. Я ещё не видел человека, который поленился бы найти туалет, когда приспичит. Итак, человек ленивый – это значит, что мотивации слишком слабы для него, и ему их проще не выполнять, чтобы сохранить энергию.

Второе – это воровство и все его формы (грабёж, мошенничество и т.п.). Человеку слишком сложно зарабатывать блага, а украсть, отнять, обмануть – не так сложно, по его мнению. Таким образом он тоже сохраняет энергию, хотя в обществе такое поведение считается преступным и карается. Да и не только в обществе: если одна обезьяна попадётся на краже у другой, то может получить тумаков. Впрочем, более сильные особи (и самцы, и самки) отнимают еду слабых. Тоже сохраняют энергию. В этом воплощении инстинкт сохранения энергии вступает в противоречие с инстинктом самосохранения, т.к. добавляет опасности.

И третье. Если первые два проявления этого инстинкта были социально неодобряемы и даже преступны (воровство, грабёж, мошенничество), то здесь всё наоборот на благо общества. Это стремление облегчить себе труд и жизнь вообще с помощью всяких придумок. Первым делом, это изобретательство. Вторым делом – это первооткрывательство. Ведь те, кто открывал новые земли, хотели облегчить жизнь себе, детям.

Вот краткий обзор сути человеческих инстинктов. Они, взаимодействуя друг с другом, а также с социальным фактором (личность), влияют на поведение человека. У кого-то сильнее, у кого-то слабее. Степень влияния инстинктов на поведение носит название примативности. О ней я тоже много раз писал. Как о её сути (глава «Ранг и примативность», выложена на сайте), так и о научном обосновании этого термина и проверке его с помощью критерия Поппера (глава «Об инстинктах, воспитании и примативности»).

1. Датий, А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. — М.: РИОР, 2011. — 310 с.

2. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов / М.В. Корки­на, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.

3. Kantor, J.R. A Functional Interpretation of Human Instincts. Psychological Review, 27 (1920): 50-72

4. Spink, A. Information behavior. An evolutionary instinct. Dordrecht: Springer, 2010. 85 p.

Виды инстинктов у человека

Социальное поведение человека обусловлено биологическими аспектами. С точки зрения этологического подхода человека можно рассматривать как групповое животное, безусловно, ни в коей мере при этом не отрицая всего того, что отличает человека от животных. Однако, если мы будем закрывать глаза на специфику поведения современного человека, обусловленную его биологической природой, то мы не сможем в полной мере, используя средства градоустройства, стремиться к тому, чтобы городская среда могла по максимуму соответствовать потребностям человека.

В социальной организации высших животных ведущую роль играют иерархические процессы, связанные с перераспределением властного ресурса и борьбой за ранговый потенциал.

Этологи считают, что в основе властных отношений человека лежит поведение, обусловленное животными инстинктами, доставшимися в наследство от стадного поведения шимпанзе, орангутангов, горилл и других приматов. Структура соподчинения особей в иерархии зависит от уровня их агрессивности, мера агрессии уменьшается в направлении сверху вниз. Иерархическую структуру также можно рассматривать и как ограничитель агрессии – доминантная особь подавляет конфликты между особями низших рангов, и как мотив для агрессии, проявляющейся в борьбе за статус.

Человек городской в массе своей движим желанием занять более высокое положение в социальной иерархии. Стремление обрести определенный социальный статус и в дальнейшем его еще повысить является одним из ведущих жизненных мотивов современного горожанина. Высокий темп жизни связан, прежде всего, с попытками повышения статуса, отсюда идет трудовая перегрузка, непременная направленность на карьерную успешность, сокращение времени, проводимого в кругу семьи, и, как следствие этого, уменьшение внимания, уделяемого супружеским и родительским ролям, неизбежная интенсификация досуга, так как уменьшаются временные затраты, отведенные на него.

Поскольку жизнь в крупном городе отличается большим скоплением людей, то с ними со всеми невозможно выстроить личные иерархические отношения. Тогда крайне важное значение приобретают символы, указывающие на ранговый потенциал индивида. К ним можно отнести наличие собственного бизнеса или успешной карьеры, престижную недвижимость, деньги, акции, ценные бумаги и другую собственность, которую по количественным критериям легко сравнить с чужой собственностью.

Социальное положение индивида считывается по мельчайшим деталям: по его одежде, манере речи и, конечно, по такому существенному знаку, как автомобиль. Повышение рангового потенциала – процесс трудозатратный, более простым является имитирования статуса. Тенденцией последнего времени становится не только борьба за статус, но и усилия, направленные на имитацию превосходства.

Имитация статуса – это внешний признак социального превосходства, без внутреннего содержания. Статусное положение определяют вещи, обладание которыми человек может себе легко позволить, которые демонстрируют его социальное превосходство и, в конечном счете, указывают на его влияние и власть над другими индивидами. Для имитации статуса индивид приобретает те вещи, которые он на данном уровне своего социально-экономического положения не может себе позволить, но прилагает экономически затратные, иногда авантюрные усилия, чтобы иметь данную вещь, основной функцией которой будет создание нужного имиджа. Эту функцию лучше всего иллюстрирует поговорка: «Пускать пыль в глаза». Охота за статусом требует от человека городского столь полной самоотдачи и вовлеченности, что порой не оставляет ему времени больше ни на что другое [1, с. 74].

Иногда для имитации статуса используется более легкий, хотя и не такой зрелищный способ, связанный с престижностью досуга. «Дорогие» формы проведения досуга требуют двух основных ресурсов: денежных и временных затрат. К примеру, досуг яхтсмена представляет собой крайне дорогой вид времяпрепровождения, который может себе позволить только очень ограниченный круг лиц, но сымитировать данный статус, порой не отдавая себе в этом отчет, пытается гораздо большее количество индивидов, на что указывает традиционная популярность дорогих эксклюзивных мужских хронометров в стиле «marine», имеющихся в каталогах всех самых известных часовых производителей. Понятно, что даже очень дорогие часы яхтсмена приобрести значительно проще, чем саму яхту. Также свободный стиль одежды служит указанием на социальный статус индивида и на меру его независимости. Не следовать дресс-коду могут позволить себе либо собственники бизнеса (а не наемные служащие корпораций), либо творческие люди «свободных профессий».

Как «животное политическое» (Аристотель), человек городской попадает в поле притяжения двух тенденций: группового сотрудничества и иерархического соперничества, которые выступают в качестве источника саморазвития вида. Необходимость находить баланс между противоположно направленными векторами групповой солидарности и конкуренции оттачивает приспособляемость человека к сложной городской среде. Если индивид не сможет найти равновесие между ними и будет придерживаться только одной из этих стратегий социального поведения, например, соперничества, то он не только скатится на самую нижнюю ступень групповой иерархии, которая в социобиологической терминологии называется «социальным дном», но и может быть полностью отторгнут «нормальным» городским сообществом, имея возможность существовать только в маргинальных социальных группах.

Примером таких маргинальных групп является субкультура гопников. Есть попытки поиска у определения «гопник» городской этимологии, так как данная субкультура, как, впрочем, и субкультуры вообще, представляют собой типично городское явление. (Сложно представить себе жизнь гота, эмо или хипстера в деревенской среде – бабушки-соседки засмеют, да и работа механизатора или животновода не очень соотносится с таким внешним видом).

Субкультура гопников интересна тем, что наглядно демонстрирует стадную сплоченность индивидов, поскольку вымогательства, разбои, нападения на прохожих непременно происходят с участием всей группы. Нападают всегда на более слабых: стариков, женщин, бомжей, алкоголиков, либо на сильных противников, но уступающих по численности (ввосьмером на одного). Гопники находятся на нижней ступени иерархии городской социальной мобильности, представляют собой андеркласс и отдают себе отчет в том, что вертикальное социальное перемещение для них закрыто: по объективным причинам – ввиду отсутствия образования и профессионализма, по их субъективному ощущению – из-за жизненной несправедливости, которая персонализируется в отдельных более удачливых индивидах. Внутри группы соблюдается строгая иерархическая структура, состоящая из следующих элементов: доминант (лидер, «пахан»), нескольких субдоминантных индивидов (социальные роли «сильный», «умный», «хитрый») и рядовых членов («шестерки»). Тревожной тенденцией последнего времени является «растворение» гопников в толпе, приобретение городским анонимным сообществом некоторого трудноуловимого «гопнического оттенка», такого «лица необщего выраженья», гопнического поведения автомобилистов на дорогах и других проявлений [2].

Читайте также:  Уколы от боли в спине и пояснице список лучших препаратов и их описание

Однако, не только агрессивное поведение, но и отсутствие навыков по отстаиванию своих интересов вкупе с другими социально-экономическими и социально-психологическими факторами также приводит индивида на «социальное дно». Бездомные, бродяги, нищие, беженцы, опустившиеся люди, обитающие на вокзалах, городских свалках, в заброшенных трущобах, уже не надеются в корне изменить свое социальное положение.

Профессор-орнитолог В.Р. Дольник приводит пример иерархических отношений голубей в стае, в которой нижнюю ступень пирамиды занимают особи-«подонки». «Подонки» – это птицы, которые уступают всем и во всем, их жалко, но такая жизнь сделала их весьма малоприятными. По своим качествам и внешнему виду они прямо противоположны доминантным особям. Они заискивают перед ними, страдают от трусости, зависти и нерешительности. Но под их заискивающим поведением перед вышестоящими особями, то есть перед всеми остальными членами стаи, скрывается сильная подавленная агрессивность. Внешний вид доминанта, субдоминантов и голубей-подонков очень отличается, последние выглядят опустившимися, неухоженными, грязными и взъерошенными, при этом напрямую их опрятность не связана с наличием пищи. Для того чтобы быть аккуратным и поддерживать гигиену, голубь должен тратить на свою чистку час времени ежедневно. Это вопрос не только эстетики, гигиена напрямую связана со здоровьем: грязные, неухоженные особи почти всегда больны и погибают значительно чаще, так как вовремя не избавляются от паразитов. Люди, населяющие городское «социальное дно», обладают такими же характеристиками. Они пассивны, их витальная активность снижена, а потенциальная агрессивность велика.

Проблема городского вандализма может быть частично объяснена существованием «социального дна» и территориальным инстинктом, унаследованным человеком от его животных предков. Деградировавшие представители «социального дна» переадресовывают свою подавляемую агрессию неодушевленным предметам, ломая скамейки, взрезая чехлы автобусных сидений, пачкая лифты, опрокидывая урны, разбивая фонари, калеча надгробные памятники и предметы малой городской архитектуры. По количеству разбитых витрин, изуродованных памятников, сломанных лифтов и по другим актам бессмысленного вандализма можно составить представление о величине «городского дна» [3, с. 209-210].

Территориальный инстинкт включает процесс присвоения участка, для указания принадлежности животные метят территорию. Маркировка может быть разной: визуальной, звуковой, химической (обонятельной), тактильной.

Человек превосходит всех остальных представителей животного мира по виртуозности маркировки территории. Пик человеческой деструктивной маркировочной агрессивности приходится на подростковый возраст. В своем приватном пространстве подростки разбрасывают вещи, оклеивают стены плакатами, заполняют комнату сувенирами. В городском публичном пространстве совершают акты вандализма, реализуя маркировочную агрессию. Формы маркировки бывают совершенно животные – метка территории мочой, окурками и плевками, громким шумом. А разбитые лампочки и сломанные скамейки аналогичны знакам молодых шимпанзе, которые, отмечая свое присутствие, обдирают молодые деревья. Подростковые метки всегда достигают своей цели, оповещая окружающих о том, что они были в этом пространстве, вызывая гневную реакцию со стороны взрослых и скрытое восхищение других подростков [4].

Д. Моррис выделяет у людей следующую форму агрессивности, доставшуюся нам в наследство от приматов, – территориальную оборону семейной ячейки внутри более крупной групповой ячейки. Приватное городское пространство предназначено для использования одной семейной ячейкой, никакие социальные эксперименты по расселению людей в общины и коммуны с совместным использованием жилого пространства не дали результатов. Вид больших и малых городов обусловлен древней потребностью расчленять свои группы на мелкие семейные территории в виде отдельных квартир или отдельно стоящих зданий, окруженных оградой. Демаркационные линии семейных территорий не нарушаются, как и у других территориальных животных. Также такая территория должна отличаться от других, персонифицироваться, отвечать нуждам конкретной семьи, в ней проживающей. Этот факт часто недооценивается архитекторами, не принимающими в расчет биологическую природу человека.

Во всех крупных и малых городах мира строят бесконечные ряды похожих друг на друга домов с совершенно одинаковыми типовыми квартирами. Люди, вынужденные жить в таких условиях, испытывают сильный неосознаваемый дискомфорт, уменьшая его следующим образом: реже – окрашивая стены домов в разные цвета, делая их отличающимися друг от друга, разбивая непохожие друг на друга скверики и мини-парки, чаще – заполняя внутреннее пространство своего жилья личными предметами, декоративными изделиями, безделушками [5]. Такое поведение сами люди объясняют стремлением создать уют, этологи же объясняют это инстинктивным желанием пометить свою территорию.

Социобиологический подход различные феномены человеческого поведения объясняет их инстинктивной детерминацией (при этом во многом упрощая и редуцируя сложные духовные явления). Территориальным инстинктом объясняются патриотизм, космополитизм и ностальгия. Биологические корни патриотизма уходят в отношения человека с конкретной зоной его происхождения и обитания, в которой был достигнут оптимальный уровень адаптации к среде, способный стимулировать инстинктивное влечение к ней, что, собственно, и является биологическим базисом любви к родине, то есть в основе патриотизма лежит территориальный инстинкт, общий и для животных, и для человека.

Ностальгия понимается как обострение патриотического инстинкта, вызванное пребыванием вдали от родины, усиливающееся пропорционально времени удаления. К нарушениям инстинкта патриотизма относятся гипопатриотизм, апатриотизм (ослабление патриотизма вплоть до полной его утраты), гиперпатриотизм (чрезмерное усиление патриотизма) и парапатриотизм (искажение патриотизма). Космополитизм с этологической точки зрения – это один из вариантов гипопатриотизма, при котором полностью разрушается базисный комплекс территориального поведения, вырабатывается способность оптимальной адаптации к любому географическому региону и социуму и редуцируется влечение к прежнему месту обитания [6].

К. Лоренц ностальгию объясняет взаимодействием факторов, сохраняющих постоянство культуры, и факторов, разрушающих или перестраивающих ее. В одно и то же время, когда неодолимое влечение к странствиям тянет человека вдаль, можно заметить возникающую тоску по дому, которая с возрастом становится все более сильной [7]. Общий смысл такой: чем дальше ушел, тем сильнее тоскуешь.

Стоит отметить, что этологическая трактовка ностальгии, любви к родине, патриотизма и космополитизма вызывает некоторое внутреннее напряжение и несогласие, даже если видишь наличие веских оснований для такой объяснительной схемы. Однако весьма остроумной представляется интерпретация следующего неблаговидного явления с этологической точки зрения: проблемы замусоривания территории, особенно наглядной весной, в момент таяния снега. Под окнами пятиэтажных домов, стоящих на городских окраинах, обнажаются залежи мусора, некоторые жители домов, не давая себе труда дойти до мусорных контейнеров, выбрасывают мусор прямо из окон. Некоторые делают это даже с некоторым «намеком на цивилизованность» – выбрасывают в пластиковых пакетах для мусора.

Д. Моррис в бестселлере «Голая обезьяна» отмечает следующую особенность образа жизни приматов. Охота не является для обезьян основным способом добычи пропитания, как у хищников. Своего логова они не имеют, живут на деревьях, где питаются фруктами и плодами, едят на протяжении всего дня, так как неподвижная пища всегда на месте и легко доступна. Животным необходимо только перемещаться от одного места кормежки к другому, навыков чистоплотного поведения в своем логове, как хищники, они не имеют, поскольку кочуют с одних крон деревьев на другие. Их экскременты, остатки съеденных плодов просто падают вниз, а так как обезьяны постоянно перемещаются и каждую ночь меняют свои гнезда, то сильно замусорить территорию им не удается.

Кажется, что у опустившихся жителей пятиэтажек, замусоривающих среду своего обитания, каким-то образом остался этот атавистический поведенческий шаблон: они используют способ приматов избавляться от мусора, просто сбрасывая его вниз с высоты своего «гнезда на пятиэтажном дереве», только беда в том, что в скученном пространстве города возможности постоянного перемещения по кронам деревьев они лишены, и «плоды» их жизнедеятельности каждую весну оповещают о том, что на этой территории и правда живут «голые обезьяны». Как известно, инстинкт эффективен для выживания вида, если жизнедеятельность происходит в неизменной среде, в данном случае среда существенно изменилась, но часть особей еще не приспособилась к этим изменениям. Для формирования поведенческих навыков (в этом конкретном случае – гигиенических), позволяющих существовать в изменяющейся среде, необходима культурная передача поведенческих признаков, которая ими не была усвоена.

Общественная жизнь homo urbanus представляет собой структуру взаимодействия инстинктивных и социально обусловленных способов поведения. Человеческое поведение территориально обусловлено, что представлено разными поведенческими актами, реализуемыми людьми в городском публичном пространстве и в городском приватном пространстве. Возрастание внутривидовой агрессии и конкуренции, в свою очередь, является мощным стимулом для выработки культурных механизмов, нейтрализующих территориальную агрессию и позволяющих человеку городскому существовать в мире со другими членами городского сообщества.

Социобиологическая трактовка человека городского, возможно, далеко не всегда представляет тот образ человека, который был бы ему комплиментарен. Однако она четко подчеркивает, что неусвоенность норм и ценностей городской культуры приводит к невозможности личности найти свое место в социуме, к маргинализации и деградации индивида. Без городской культуры невозможно выживание и развитие городского социума. В социобиологическом аспекте городская культура выступает основным условием выживания индивида и общества.

Инстинкт — Instinct

Инстинкт или врожденное поведение — это врожденная склонность живого организма к определенному сложному поведению . Простейшим примером инстинктивного поведения является шаблон фиксированного действия (FAP), в котором последовательность действий от очень короткой до средней, без вариаций, выполняется в ответ на соответствующий четко определенный стимул.

Любое поведение является инстинктивным, если оно осуществляется без предварительного опыта (то есть без обучения ), и, следовательно, является выражением врожденных биологических факторов. Морские черепахи , только что вылупившиеся на пляже, автоматически направляются к океану. После рождения сумчатое животное залезает в сумку матери. Медоносные пчелы общаются, танцуя в направлении источника пищи без официальных инструкций. Другие примеры включают драки животных, ухаживания за животными , функции внутреннего побега и строительство гнезд . Хотя инстинкт определяется его неизменными врожденными характеристиками, детали его выполнения могут быть изменены опытом; например, собака может улучшить свои боевые навыки на практике.

Инстинкты — это врожденные сложные модели поведения, которые существуют у большинства представителей вида, и их следует отличать от рефлексов , которые представляют собой простые реакции организма на определенный раздражитель, например сужение зрачка в ответ на яркий свет или спазматические движения. движение голени при постукивании по колену. Отсутствие волевых способностей не следует путать с неспособностью изменять шаблоны фиксированных действий. Например, люди могут быть в состоянии изменить стимулированный шаблон фиксированного действия, сознательно распознав точку его активации и просто прекратив это делать, в то время как животные без достаточно сильной волевой способности могут быть не в состоянии выйти из своих фиксированных шаблонов действий после активации. .

Читайте также:  Желтый налет на языке у взрослых - причины и лечение

Инстинктивное поведение у человека изучалось, и является спорной темой.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 В биологии животных
    • 1.2 В психологии
  • 2 У человека
  • 3 Рефлекса
  • 4 Созревание
  • 5 В эволюции
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

В биологии животных

Жан-Анри Фабр (1823-1915), энтомолог , считал инстинктом любое поведение, не требующее познания или сознания для выполнения. Фабр вдохновлялся его интенсивным изучением насекомых, поведение некоторых из которых он ошибочно считал фиксированным и не подверженным влиянию окружающей среды.

Инстинкт как концепция потерял популярность в 1920-х годах с ростом бихевиоризма и таких мыслителей, как Б. Ф. Скиннер , который считал, что наиболее важное поведение — это усвоение.

Интерес к врожденному поведению снова возник в 1950-х годах благодаря Конраду Лоренцу и Николаасу Тинбергену , которые проводили различие между инстинктом и усвоенным поведением. Наше современное понимание инстинктивного поведения животных во многом обязано их работе. Например, для птицы существует чувствительный период, когда она узнает личность своей матери. Как известно, на ботинках Конрада Лоренца был гусиный след . После этого гусь будет следовать за тем, кто носит сапоги. Это говорит о том, что личность гуся была изучена, но поведение гуся по отношению к тому, что он воспринимало как свою мать, было инстинктивным.

В психологии

Термин «инстинкт» в психологии впервые был использован в 1870-х годах Вильгельмом Вундтом . К концу XIX века наиболее повторяющееся поведение считалось инстинктивным. В обзоре литературы того времени один исследователь зарегистрировал 4000 человеческих «инстинктов», применив этот ярлык к любому повторяющемуся поведению. В начале двадцатого века был признан «союз инстинкта и эмоции». Уильям Макдугалл считал, что многие инстинкты имеют связанные с ними определенные эмоции . По мере того, как исследования становились более строгими, а термины лучше определялись, инстинкт как объяснение человеческого поведения становился все менее распространенным. В 1932 году Макдугалл утверждал, что слово «инстинкт» больше подходит для описания поведения животных, в то время как он рекомендовал слово « склонность » для целенаправленных комбинаций многих врожденных человеческих способностей, которые слабо и изменчиво связаны между собой таким образом, чтобы показать прочная пластичность . На конференции в 1960 году под председательством Фрэнка Бича , пионера сравнительной психологии , и на которой присутствовали светила в этой области, термин «инстинкт» был ограничен в своем применении. В 1960-х и 1970-х годах в учебниках все еще содержалось обсуждение инстинктов, связанных с человеческим поведением. К 2000 году обзор 12 самых продаваемых учебников по вводной психологии выявил только одно упоминание об инстинктах, и это касалось ссылки Зигмунда Фрейда на инстинкты « id ». В этом смысле термин «инстинкт» оказался устаревшим для вводных учебников по психологии человека.

Зигмунд Фрейд считал, что мысленные образы телесных потребностей, выраженные в форме желаний , называются инстинктами.

В 1950-х годах психолог Абрахам Маслоу утверждал, что у людей больше нет инстинктов, потому что у нас есть способность преодолевать их в определенных ситуациях. Он чувствовал, что то, что называется инстинктом, часто определяется неточно, и на самом деле это сильные побуждения . Для Маслоу инстинкт — это то, что нельзя игнорировать, и поэтому, хотя этот термин мог применяться к людям в прошлом, теперь он уже не применяется.

В книге « Инстинкт: непреходящая проблема психологии» (1961) отобран ряд работ по этой теме.

В классической статье, опубликованной в 1972 году, психолог Ричард Хернстайн писал: «Сравнение теории инстинктов Макдугалла и теории подкрепления Скиннера, представляющей природу и воспитание, показывает примечательные и в значительной степени непризнанные сходства между противоборствующими сторонами в споре о природе и воспитании. применительно к анализу поведения ».

FB Mandal предложил набор критериев, по которым поведение может считаться инстинктивным: а) быть автоматическим, б) непреодолимым, в) возникать в какой-то момент развития, г) быть вызвано каким-то событием в окружающей среде, д) возникать в каждый член вида; е) быть немодифицируемым; ж) управлять поведением, для которого организм не нуждается в обучении (хотя организм может извлечь выгоду из опыта, и в этой степени поведение можно изменить).

В книге «Информационное поведение: эволюционный инстинкт» (2010, стр. 35–42) Аманда Спинк отмечает, что «в настоящее время в поведенческих науках инстинкт обычно понимается как врожденная часть поведения, которая возникает у людей без какой-либо подготовки или образования». Она утверждает, что точка зрения, согласно которой информационное поведение имеет инстинктивную основу, основана на новейших представлениях о человеческом поведении. Кроме того, она отмечает, что «такие формы поведения, как сотрудничество, сексуальное поведение, воспитание детей и эстетика [также] рассматриваются как« развитые психологические механизмы »с инстинктивной основой». Спинк добавляет, что Стивен Пинкер в своей книге «Языковой инстинкт» (1994) также утверждает, что овладение языком является инстинктивным . В 1908 году Уильям Макдугалл написал об «инстинкте любопытства» и связанной с ним «эмоции удивления», хотя в книге Спинка об этом не упоминается.

М.С. Блумберг в 2017 году исследовал использование слова инстинкт и обнаружил, что оно значительно варьируется.

В людях

Существование простейших инстинктов у людей — широко обсуждаемая тема.

  1. Врожденный страх перед змеями и пауками обнаружен у шестимесячных малышей.
  2. Детский крик — проявление инстинкта. Иначе ребенок не может защитить себя, чтобы выжить в течение длительного периода созревания. Материнский инстинкт , проявляется особенно в ответ на младенческом крик, уже давно уважали как один из самых мощных. Его механизм частично выяснен наблюдениями с помощью функциональной МРТ головного мозга матери.
  3. Стадность встречается у детей человека и шимпанзе медвежатами, но, по- видимому отсутствует в молодых орангутангов .
  4. Тестостерон (главный мужской половой гормон) стимулирует несколько инстинктов, особенно сексуальность ; также доминирование, проявляющееся в самоутверждении , побуждении побеждать соперников (см. соревнование ), доминировать в иерархии (см. иерархию доминирования ) и реагировать на насильственные сигналы у мужчин (см. агрессия ) ослаблением эмпатии . У мужчин было обнаружено снижение уровня тестостерона после рождения ребенка в семье, так что энергия отца больше направлена ​​на воспитание, защиту и уход за ребенком. Чрезмерно высокий уровень этого гормона часто ассоциируется у человека с агрессивностью , противоправным поведением, насилием по отношению к другим, такими явлениями, как бандитизм и т. Д. Это подтверждают исследования, проведенные в тюрьмах. Количество тестостерона у мужчин может резко возрасти в ответ на любые соревнования.
  5. Брезгливость и отвращение у людей — это инстинкт, выработанный в процессе эволюции, чтобы защитить тело и избежать заражения различными заболеваниями.

Рефлексы

Примеры поведения, не требующего осознания, включают множество рефлексов. Стимул в рефлексе может не требовать мозговой активности, но вместо этого может перемещаться в спинной мозг в виде сообщения, которое затем передается обратно через тело, отслеживая путь, называемый рефлекторной дугой . Рефлексы похожи на модели фиксированного действия, поскольку большинство рефлексов соответствуют критериям FAP. Однако и в мозгу может обрабатываться фиксированный паттерн действий; Примером может служить инстинктивная агрессия самца колюшки по отношению к чему-либо красному во время брачного сезона. Примеры инстинктивного поведения у людей включают многие примитивные рефлексы , такие как укоренение и сосание, поведения, которые присутствуют у млекопитающих . У крыс было замечено, что врожденные реакции связаны с определенными химическими веществами, и эти химические вещества обнаруживаются двумя органами, расположенными в носу: вомероназальным органом (VNO) и основным обонятельным эпителием (MOE).

Созревание

Некоторое инстинктивное поведение зависит от появления процессов созревания. Например, мы обычно говорим о птицах, которые «учатся» летать. Однако молодых птиц экспериментально выращивали в устройствах, которые не позволяли им двигать крыльями до тех пор, пока они не достигли возраста, в котором их когорта летали. Эти птицы полетели сразу и нормально, когда их выпустили, показывая, что их улучшение было результатом нервно-мышечного созревания, а не истинного обучения.

В эволюции

Импринтинг — один из примеров инстинкта. Этот сложный ответ может включать визуальные, слуховые и обонятельные сигналы в окружающей среде, окружающей организм. В некоторых случаях импринтинг прикрепляет потомство к его родителю, что является репродуктивным преимуществом для выживания потомства. Если у потомства есть привязанность к родителю, он с большей вероятностью останется рядом под родительской защитой. Прикрепленное потомство также с большей вероятностью будет учиться у родительской фигуры при тесном взаимодействии. (Репродуктивные преимущества — движущая сила естественного отбора .)

Окружающая среда — важный фактор в развитии врожденного поведения. Гипотеза Майкла Макколлоу, позитивного психолога , объясняет, что окружающая среда играет ключевую роль в человеческом поведении, таком как прощение и месть. Эта гипотеза предполагает, что различные социальные среды вызывают преобладание прощения или мести. МакКоллоу связывает свою теорию с теорией игр . В стратегии «око за око» сотрудничество и возмездие сравнимы с прощением и местью. Выбор между ними может быть полезным или вредным, в зависимости от того, что выбирает организм-партнер. Хотя этот психологический пример теории игр не дает таких непосредственно измеримых результатов, он дает интересную теорию уникального мышления. С более биологической точки зрения лимбическая система мозга работает как основная контролирующая область для ответа на определенные стимулы, включая различные инстинктивные формы поведения. Лимбическая система обрабатывает внешние стимулы, связанные с эмоциями, социальной активностью и мотивацией, которые распространяют поведенческую реакцию. Некоторые формы поведения включают материнскую заботу, агрессию, защиту и социальную иерархию. На это поведение влияет сенсорный ввод — зрение, звук, осязание и запах.

Внутри контура лимбической системы есть различные места, где эволюция могла иметь место или могла произойти в будущем. Например, у многих грызунов есть рецепторы в вомероназальном органе, которые явно реагируют на стимулы хищников, которые относятся к конкретному виду грызунов. Принятие хищного стимула обычно вызывает реакцию защиты или страха. Спаривание у крыс происходит по аналогичному механизму. Вомероназальный орган и основной обонятельный эпителий, вместе называемые обонятельной системой , обнаруживают феромоны противоположного пола. Затем эти сигналы направляются к медиальной миндалине, которая распределяет сигнал по различным частям мозга. Пути, связанные с врожденной схемой, чрезвычайно специализированы и специфичны. Различные органы и сенсорные рецепторы играют роль в этом сложном процессе.

Инстинкт — это явление, которое можно исследовать с разных сторон: генетика, лимбическая система, нервные пути и окружающая среда. Исследователи могут изучать уровни инстинктов, от молекулярных до групп людей. Развиваются чрезвычайно специализированные системы, в результате которых люди демонстрируют поведение, не изучая его.

Ссылка на основную публикацию
Инновационный сосудистый центр СПб �� на ул
Инновационный сосудистый центр СПб Адрес 198095, Санкт-Петербург, ул. Балтийская, д.3 , Адмиралтейский район метро Нарвская — 330 метров Телефон +7...
Ингалипт (Inhalypt) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные дейст
Ингалипт-Фармстандарт : инструкция по применению Состав • Описание • Фармакологическое действие • Фармакокинетика • Показания к применению • Противопоказания •...
Ингаляции при кашле, ингаляция от кашля в домашних условиях
Паровая ингаляция на травах при простуде Паровая ингаляция — метод лечения простудных заболеваний, при котором терапию дыхательных путей проводят с...
Инокаин – инструкция по применению глазных капель, цена, аналоги, отзывы
Инокаин глазные капли: инструкция по применению Препарат Инокаин является анестезирующим средством местного воздействия, которое используется в офтальмологии. Форма выпуска и...
Adblock detector