Формы дислалии, их характеристика

Дислалия

Дислалия – расстройство речи, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, понимания грамматического строя, иннервации артикуляционного аппарата, нормального слуха (отклонение не связано с повреждениями головного мозга или потерей слуха). Термин произошёл от греческого «lalia» — речь и приставки «дис», характеризующей отклонение от нормы.

Дислалия у детей — обычное явление для дошкольников, которым требуются занятия с логопедом (классический пример, замена буквы «р» буквой «л»). Расстройство звукопроизношения не накладывает изменений на интеллект, но может привести к дисграфии или дислексии, а также затрудняет коммуникацию, поэтому требует своевременного лечения.

Работа специалиста в клинике НИАРМЕДИК заключается в обследовании строения речевого аппарата и его подвижности, выявлении качества фонематического слуха, звукопроизношения, при необходимости к диагностическому процессу привлекается стоматолог, отоларинголог, невролог, чтобы исключить другие причины проблемы. Правильное произношение можно поставить в любом возрасте, никогда не поздно обратиться к логопеду. Коррекция заболевания проводится в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков в произношении, автоматизации звукопроизношения в устной речи.

Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.

Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании — механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) — человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • артикуляторно-фонетическая.

Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.

В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания — сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.

В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р’];
  • сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с’], [з], [з’]
  • ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л’];
  • гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г’];
  • хитизм – недостатки в согласных [х] и [х’];
  • каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к’];
  • йотацизм – неправильное произношение [й];
  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.

Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:

  • дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
  • взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
  • общая физическая ослабленность ребенка;
  • несформированность речевых укладов;
  • запаздывание речевого развития.
Читайте также:  Ветряная оспа и опоясывающий лишай Санитарно-эпидемиологическая служба города Минска

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
  • короткая уздечка верхней губы;
  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • маленький и узкий язык (микроглоссия) — наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в косной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Симптомы отклонения

Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:

  • при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
  • при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
  • при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.

Мы разработали для Вас специальные годовые программы наблюдения за здоровьем.
Услуги каждого пакета ориентированы на поддержание здоровья и профилактику болезней.

Годовые медицинские программы для детей

Детские годовые программы НИАРМЕДИК созданы для того, чтобы помочь родителям вырастить здорового ребенка! Программы разработаны для детей разного возраста и гарантируют качественную медицинскую помощь без очереди.

Годовые медицинские программы для взрослых

Взрослые годовые программы «С заботой о себе» разработаны для тех, кто ответственно подходит к своему здоровью. Программы включают: консультации терапевта, а также самых востребованных врачей-специалистов.

Программа ведения беременности

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает будущей маме программу ведения беременности «Жду тебя, малыш!». Программа разработана с учетом передовых международных стандартов здравоохранения.

Коррекция

Дислалия речи исправляется в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков, формирование коммуникативных навыков. Лечение начинается после того, как была произведена диагностика з.

Логопедическая коррекция на подготовительном этапе зависит от типа проблемы:

  • при механическом типе дефекта в первую очередь требуется устранение дефектов, вид вмешательства зависит от типа этого дефекта, например, при короткой уздечке потребуется пластика языка, а при проблемах с прикусом лечение у ортодонта;
  • при моторном типе имеет значение массаж и гимнастика, которые усиленно практикуются как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно дома;
  • при сенсорной функциональной дислалии логопед старается сконцентрироваться на фонематических процессах, и именно им уделяет повышенное внимание.

Параллельно логопед работает над базовыми упражнениями и ставит основные речевые навыки. Важное значение имеет правильное формирование сильной воздушной струи, которая необходима для четкого произношения, а также произношение опорных звуков и развитие мелкой моторики речи.

Второй этап предполагает усложнение работы – уже отрабатываются те звуки, которые вызывают затруднения (двумя способами – путем подражания или, если это не удается, с помощью специальных инструментов, формирующих правильную привычку). После этого звук автоматизируется в слогах, затем в словах и в предложении. Логопедическая коррекция завершается воссозданием ситуаций общения, когда логопед добивается безошибочного употребления выученных звуков во всех ситуациях.

Важно посещать занятия 3 раза в неделю и выполнять дома все заданные упражнения. Логопедическая коррекция в НИАРМЕДИК всегда показывает положительные результаты.

Как справиться с дислалией?

Когда ребенок неверно произносит звуки, пропускает либо заменяет другими, скорее всего речь идет о дислалии. Подобная речевая проблема распространена среди дошкольников, однако оставлять его без внимания и коррекции недопустимо.

Этот дефект становится проблемой после поступления в школу, маленькому ученику сложно научиться читать, в письменной речи он допускает массу ошибок. Что же должно насторожить, когда начинать бить тревогу, куда обращаться за помощью? Рассмотрим по порядку.

Общие сведения

Дефект речи, при котором человек пропускает звуки, заменяет их на другие либо произносит некорректно, называется дислалией.

В процессе того, как малыш учится говорить, ошибки неизбежны. Однако есть возрастные нормы становления звуков. Обратиться за консультацией к логопеду необходимо если ребенок:

  • В 3 года неправильно произносит, либо меняет звуки [з], [с] [ц].
  • В 4 у него проблемы с [ч], [щ], [ш], [ж].
  • В 5 и старше не чисто произносит любые звуки, меняет парные согласные.

Если вовремя начать коррекцию, от речевых дефектов можно успешно избавиться. План работы логопеда и, при необходимости, других специалистов будет зависеть от формы дефекта.

Читайте также:  Памятка пациентам, как правильно сдавать различные анализы, Нижний Новгород ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России

Классификация дислалии

По этиологии существует несколько разновидностей заболевания.

Причина механической формы – патология органов речи (языка, губ и пр.)

Функциональная связана с неточным восприятием звуков и их произнесением.

Моторная подразумевает не точное движение органов речи, звуки произносятся грязно, размыто (фонематическое искажение)

При сенсорной форме ребенку сложно различать на слух звуки, в следствии чего, он их путает, меняет (акустическое расстройство). Важно то, что органы слуха сформированы правильно, т. Е. это не проблема слуха, а проблемы с восприятием, дифференциацией.

Сенсомоторная форма включает как проблемы и с восприятием звуков и с их воспроизведением.

По количеству «проблемных» звуков различают следующие формы дислалии:

  • Простая (до 4).
  • Сложная (5 и больше).

Структура речевого дефекта при дислалии делится на:

  • Полиморфную. Искажение произнесения разных групп звуков
  • Мономорфную. Проблема с одной группой (только шипящие, только сонорные и пр.)

Классификация по неправильно произносимым звукам:

Виды Звуки, при произнесении которых возникает проблема
Гаммацизм [г’],[г]
Ламбадацизм [л’] [л]
Сигматизм [ш],[щ],[ч],[ж],[з’],[з],[с’],[с]
Ротаризм [р],[р’]
Каппацизм [к’],[к]
Йотаризм [й]
Хитизм [х],[х’]

Если ребенок меняет звуки к термину добавляют приставку пара: парасигматизм и пр.

Так же распространенные дефекты произношения звуков:

  • Смягчения – большую часть твердых звуков произносит мягко.
  • Озвончения. Замена глухих на звонкие.
  • Оглушения. Звонкие произносит глухо.

Для правильной постановки диагноза и адекватной коррекционной работы важно понять, откуда взялась патология.

Причины дислалии

При механическом типе, речевые дефекты связаны с проблемой строения органов речи. Они бывают:

  • Врожденные. Передаются по наследству, проблема внутриутробного развития.
  • Приобретенные. Травмы, хирургические вмешательства, отсутствие зубов. В этом случае проблема появляется даже у взрослых.

К врожденным патологиям, служащим причиной механической формы относятся:

  • Низко расположенное, либо узкое небо.
  • Укороченная уздечка верхней губы, языка.
  • Нарушенный прикус.
  • Малоподвижные губы.
  • Проблемы с зубами (слишком мелкие, отсутствуют и пр.)
  • Не соответствующий размер языка (большой или чересчур маленький).

При функциональной форме речевой аппарат малыша сформирован правильно, у него здоровые органы слуха и психические функции сохранны. Патогенез функциональных изменений речи обусловлен рядом причин:

  • Малыш копирует речь других. В окружении есть маленькие дети либо кто-то с неправильным звуковоспроизведением.
  • С ребенком часто сюсюкают. Некоторым родителям кажется милым в разговоре коверкать слова, произносить их по-детски.
  • Педагогическая запущенность. С детьми не разговаривают, либо занимаются крайне мало. Такое бывает в неблагополучных семьях, или в селах, когда родители сутками работают.
  • Двойная языковая политика. Молодые родители, посмотрев передачи про суперталантливых деток, пытаются научить их нескольким языкам одновременно. Эффект бывает обратный. Так же проблема возникает, когда родители, разговаривают на 2 и более языках.
  • Слабо развито восприятие звуков, не видит отличие между схожими звуками.
  • Частые болезни. Ребенок тратит время не на развитие, а на выздоровление.

Чем раньше родители обнаружат проблему, тем быстрее и легче будет ее решить.

Симптомы дислалии

Общаясь с ребенком, заметить дефекты звукопроизношения очень просто. Конечно, мама, папа и близкое окружение малыша привыкает к его речи и понимает практически все, что он говорит. Однако игнорировать сложности с произношением, списывать на возраст не стоит.

Диагностика проводится, если отмечается:

  • Замена схожих звуков: шарик – сарик.
  • Пропуск букв: мячик – мяик, кошка – кока.
  • Не чистое произношение, посторонние звуки в виде свиста, хрипения и пр.
  • Смягчение, оглушение звуков, отсутствие твердых, мягких согласных: стол – сьтоль, спать – сьпать, зайчик – сайчик.
  • Чередование правильного и ошибочного звуковоспроизведения.

Если специалист подтверждает наличие проблемы, маленькому пациенту назначают обследование.

Диагностика дислалии

Схема логопедического обследования включает:

  • Общение с малышом. Ему показывают картинки, просят назвать изображение. Затем ребенок повторяет за логопедом. Так обнаруживаются группы проблемных звуков.
  • Опрос родителей, нужна информация о: круге общения ребенка, особенностях беременности, родов, особенности поведения. Необходимо изучить историю болезни.
  • Визуальный осмотр. На наличие видимых изменений речевого аппарата.

Дифференциальная диагностика требует консультации:

  • Стоматолога.
  • ЛОР- врача.
  • Педиатра.
  • Психолога.
  • Детского невролога.

После того, как диагноз поставлен, начинается основная работа.

Коррекция дислалии

При механическом виде заболевания, потребуется помощь стоматолога, хирургическое вмешательство.

При функциональном виде, основная нагрузка ложится на логопеда. Деятельность направлена на:

  • Общее развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика).
  • Поэтапная постановка звуков. Работа над правильной артикуляции.
  • Занятия направленные на развитие памяти, речи.

Важно, чтобы родители работали в тандеме со специалистом, выполняли задания на дом. Важную роль играют занятия с психологом, развитие мышления, восприятия и других функций.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Говорят, гору осилит идущий. Систематическая работа позволяет решить проблему полностью. Длительность коррекции зависит от формы речевого дефекта, количества проблемных звуков. Обратившись за помощью в возрасте 3 – 4 лет, вы успеете поставить речь до поступления в школу.

  • Регулярное общение. Адекватная речь родителей.
  • Совместные занятия, чтение сказок, рассматривание картинок.
  • Развитие мелкой моторики, лепка, рисование.
Читайте также:  Круги кровообращения, подготовка к ЕГЭ по биологии

Рассмотренный нами дефект речи является распространенной проблемой, если не пускать ситуацию на самотек, можно ее успешно решить.

РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛАЛИИ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з’. Исключение составляют звуки рил. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствиитех или иных звуков, либо в их искажениях,либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствиезвука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

Искажениезвука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической’ системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и раз-личающихря по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и разли­чающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы>;

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков,— это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих),— это мономорфная дислалия.Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм),— это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относя­щегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм(от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с’, з,з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм(от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм(от названия греческой буквы ламбда, обозна­чающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л’.

4. Дефекты произношения нёбных звуков:

каппацизм— звуков к и к’;

гаммацизм— звуков ги г’;

хитизм— звуков х и х’

йотацизм— звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, й).

5. Дефекты озвончения— недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения— недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 344 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Флюорография трактовка заключения, нормы — «Online Диагноз»
Что обозначают в легких плевральные наслоения при флюорографии Флюорография легких – это обследование органов грудной клетки при помощи рентгеновских лучей,...
Фимоз — лечение без операции в домашних условиях у взрослых мужчин
Фимоз Автор материала Описание Фимозом называется патологическое сужение крайней плоти, которое делает невозможным полное обнажение головки полового члена. В развитии...
Фимоз у мальчиков лечение, операция, симптомы и причины возникновения
Фимоз!? Просто у вас растет мальчик Физиологический фимоз у мальчиков и другие аномалии развития полового члена Олег Староверов врач детский...
Флюороз зубов и его формы классификация, причины, симптомы, лечение и профилактика флюороза
Развитие флюороза При анализе специальной зарубежной и отечественной литературы становится известным, что патогенез флюороза зубов до настоящего времени остается не...
Adblock detector