Что такое когнитивные способности Блог 4brain

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Читайте также:  Прививка превенар комаровский Превенар13 и Пневмо23

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Что такое когнитивное развитие взрослого человека? Изучаем Упражнения- Обзор +Видео

Сложно представить сегодня человека, который боится, что его сочтут слишком умным. Разве что школьники, которые бояться прослыть ботанами. Но, зная нагрузки школьников и требования к выпускникам, такая картина тоже является маловероятной. Многие и взрослые, и подростки мечтают о такой волшебной палочке, которая бы их вмиг сделала бы умными, улучшила их эрудицию, мышление и концентрацию.

Есть популярное мнение, что умнеть нужно еще в юности, что с возрастом развивать и прокачивать свой мозг и интеллект становиться все сложнее и сложнее. А тот уровень умственного развития, который достигнут к годам 30, можно только лишь сохранять и поддерживать. Но это популярное утверждение было развеяно учеными.

  1. Общие сведения
  2. Как тренировать ум?
  3. Тренировки со словами
  4. Упражнения с цифрами
  5. Образование и самообразование
  6. Физическая активность для развития мозга
  7. Повышаем эрудицию
  8. Тренируйте память

Общие сведения

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.
Автор учебника «Психология развития» К. Грейс

Долговременные логнитюдные эксперименты, проведенные в ХХ века, в которых рассматривалась интеллектуальная деятельность юношей и взрослых на протяжении всей жизни, показали, что после завершения обучения развитие интеллектуальных способностей не останавливается, что мыслительные процесс и уровень общей эрудированности может повышаться и в течение жизни. Да, вероятнее всего психомоторные процессы, которые лежат в основе мыслительной деятельности, у представителей юношества будут протекать быстрее, чем у бабушек и дедушек, но эффективность мозговой деятельности строится не только на этом.

Р.Кеттел и Д.Хорн в своих работах выделили два вида интеллекта – текучий и кристализованный. Первый – базовые способности, которыми владеет человек — способности запоминать новое, мыслить логически, выстраивать связи между предметами и явлениями, анализировать и так далее. Вот он имеет тенденцию ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект же представляет собой тот опыт и те знания, которые были накоплены человеком в течение жизни, он с возрастом увеличивается, кроме того он способен компенсировать скорость мышления, которая с возрастом может уменьшаться. Да и сама скорость мышления, к счастью, уменьшается не линейно с возрастом. Примером тому служат научные открытия, которые редко когда делаются молодыми ученым, большинство из их принадлежит людям в возрасте 40 – 50 лет, а то и вовсе 60-70летним ученым.

Каждому из нас время от времени ситуациями, когда что-то нужно сделать в ограниченный период времени и при этом эффективно – запомнить большой объем информации, завершить проект, решить свой личный вопрос, быстро изучить нужный материал и так далее. Но далеко не у всех есть способности сделать это быстро и эффективно одновременно. И основная причина в том, что у всех разный уровень когнитивный способностей, прежде всего способностей к восприятию информации. Хорошая новость в том, что это поправимо и когнитивные возможности развиваются. И это сделать не так сложно как кажется, достаточно добавить в свою привычную жизнь несколько простых элементов.

Как тренировать ум?

Многие люди считают, что для поддержания интеллекта достаточно выполнять свою основную работу. Но это не всегда так, на работе мы зачастую вынуждены выполнять однотипные действия, которые в какое-то время доходят до автоматизма и вообще не требуют особой активности нашего мозга. Для активного развития когнитивных способностей необходимо задействовать свой мозг максимально. Чаще всего это необходимо делать в рамках саморазвития.

Упражнения для развития интеллекта. Подборки таких упражнений выпущены в огромном количестве книг. Одной из популярных книг на эту тему является «Тренировка ума» Тома Вуджека. Ниже — несколько упражнений из этой книги.

Тренировки со словами

  • Читать фразы, буквы которых написаны в обратном порядке,
  • Читать фразы, которые написаны без пробелов,
  • Читать фразы из художественного текста, а потом повторять слова в обратном порядке не подглядывая,
  • Читать текст вверх ногами,
  • Играть в анаграммы или дуплеты,
  • Играть в игры со словами, например, сквозная буква» — придумать букву и ее место в слове, а затем придумать максимальное количество слов с такими условиями,

Упражнения с цифрами

  • Считать от одного до ста и обратно,
  • Считать числа с убыванием или возрастанием на 2, 3, 4, 5 и так далее,
  • Считать с убыванием и возрастанием одновременно.

Еще упражнения на развитие интеллекта можно найти в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» К. Филипп, в книге Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета». Эти упражнения увлекательны, познавательны и, несомненно, развивают пластичность мозга, но этого не достаточно.

Образование и самообразование

На мой взгляд, для поддержания и развития когнитивных способностей во взрослом возрасте нужна более мощная артиллерия. Я считаю, что таким вариантом может стать постоянное обучение и самообразование. Для прокачки математических способностей вы можете пройти какое-то обучение в онлайне, или просто изучить внимательно школьный учебник математики. Это скорее прокачает нужные навыки, чем счет до 100 и обратно. Это же касается и других сфер деятельности, в которых вы хотите улучшить имеющиеся способности.

Читайте также:  Высокий гемоглобин – причины, как понизить уровень гемоглобина

Для поднятия общего уровня интеллекта и улучшения памяти, можно начать изучать иностранный язык. Учеными доказано, что это реальный способ поддерживать на должном уровне уровень интеллекта. Но при этом язык должен был использоваться в повседневной жизни, поэтому выбирайте язык, который вы сможете практиковать, разговаривать на нем, смотреть фильмы, читать статьи, слушать музыку и так далее.

Физическая активность для развития мозга

О связи нашей мыслительной деятельности и физической активности написаны уже сотни книг и проведено столько же исследований. Установлено, что физические упражнения положительно влияют на развитие внимания, сообразительности, наблюдательности и концентрации. Во время занятия спортом мозг активно снабжается кислородом, что способствует его более эффективной работе.

Тренировки требуют не только напряжения мышц, но и приложения определенных интеллектуальных усилий. При этом стоит понимать, что речь не идет о спортивных достижениях и изнуряющих тренировках, а говориться о регулярных физических упражнениях без привязки к какой-либо количественной цели спортивного результата.

Повышаем эрудицию

Для того, чтобы стать более эрудированным человеком необходимо всего лишь в плотном рабочем графике выделить минут тридцать на познавательный отдых. В это время можно читать научно-популярные книги, изучать новости науки, смотреть научные ролики или фильмы. При этом не стоит зацикливаться только на усвоении фактов, доказано, что способность широко мысли формируется и от свежих эмоций самих по себе, а они могут появиться и прослушивания классической музыки, например.

Важно изучать не всю информацию, которая вам встречается на пути, а ту, которая действительно вам интересна или полезна (или и то, и другое вместе) в профессиональной или личной жизни. Хвастаться тем, что вы знаете все обо все сегодня бессмысленно, невозможно усвоить весь контент, который производиться и выдается в мир в виде книг, статей, роликов и фильмов, а в конечно итоге Яндекс и Google явно будут умнее вас. Поэтом сосредоточитесь на том, что нравиться именно вам.

Тренируйте память

Об этом у меня есть отдельная статья. Ее можно почитать вот здесь. Тренировать память можно составляя рассказы из набора разных слов, совершенно не связанный друг с другом, а потом по памяти воспроизводить эти списки. Запоминайте предложения, слова в которых расположены в хаотичном порядке. Учите стихи, изучайте иностранные языки.

Еще несколько нестандартных способов повысить свои интеллектуальные способности. Держу пари, что о некоторых из них вы даже не подозревали, а про некоторые никогда бы не подумали, что они действительно влияют на развития когнитивных способностей.

Напиши, какой из этих способов стал для вас самым необычным:

  1. Следите за тем, что вы едите. Основная задача обеспечить ваш мозг достаточным количеством витаминов и микроэлементов. В мозг должно поступать достаточное количество сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот Омега-3.
  2. Пейте кофе. Естественно речь идет об умеренном его количестве. Умеренное количество кофе не просто бодрит, но и повышает концентрацию, активизирует умственную деятельности и улучшает реакцию. Умнее конечно, он вас не сделает, но помочь в период упадка сил и снижения активности мозга может вполне реально.
  3. Практикуйте голодание. Учеными доказано, что отказ от пищи способен активизировать мозговую деятельность. Это заложено на биологическом уровне – мыслительная деятельность активируется, если организм посылает мозгу сигналы о том, что ему недостаточно пищи. Мозг же в ответ посылает организму импульсы о том, что можно воспользоваться резервным запасом энергии.
  4. Загорайте. Последние исследования показали, что люди, у которых наблюдается высокий уровень витамина Д, способны лучше справляться контрольными тестами, чем те, у кого наблюдается его недостаток. А витамин Д, как мы знаем, вырабатывается при воздействии на нашу кожу солнца.
  5. Отдыхайте. Стресс, давление, заботы и постоянные списки дел занимают сегодня большую часть жизни современного человека, что, безусловно, сказывается на его концентрации. Поэтому стоит уделить время отдыху и переключениям внимания и мыслительной деятельности на что-то другое. При чем отдых должен быть профилактическим еще до наступления полной усталости.

Доказано, что люди, которые делают периодические перерывы в работе до наступления усталость, лучше воспринимают информацию, запоминают, лучше справляются с решением текущих задач. Даже в ситуациях жесткого аврала, когда невозможно взять выходной и полноценно отдохнуть, стоит в работе делать перерывы и баловать себя чем-то приятным или просто отдыхать. От этого ваша продуктивность только вырастет.

Как раскрутить рок-группу? (заняться продвижением в интернете, привлечь на ресурс аудиторию, познакомить ее с несколькими композициями группы, найти 10-20 фанатов, которые дальше будут распространять информацию среди своих друзей). Могут ли двигаться статуи? Зачем людям два глаза? Как кого-то отравить, чтобы не узнала полиция? Ответы на эти вопросы можете написать в комментариях, тренируйте свои когнитивные способности прямо сейчас.

Вот и все методы, способствующие развитию когнитивных функций человека, которые я нашел и который сам практику. Если у вас есть, что добавить в этот список – пишите в комментариях.

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Ссылка на основную публикацию
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия Помощь профессионального психолога, когнитивно-пове
Методы бихевиоральной психотерапии Интересно: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. США нередко называют "Страной...
Что такое блефарит, из-за чего он возникает и как лечится
Блефарит Блефарит – двустороннее рецидивирующее воспаление ресничной кромки век. Блефарит проявляется покраснением и отечностью краев век, ощущением тяжести и зудом...
Что такое болезнь Крейтцфельдта-Якоба Medical Insider
Болезнь Крейтцфельдта-Якоба ( Коровье бешенство , Синдром кортико-стриоспинальной дегенерации , Спастический псевдосклероз ) Болезнь Крейтцфельдта-Якоба — редко встречающееся дегенеративное заболевание...
Что такое когнитивные способности Блог 4brain
Саморазвитие без фокусов Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а...
Adblock detector